Накануне Международного дня борьбы за права женщин и международный мир (именно так, а вовсе не "Днем весны и красоты" официально именуется праздник 8 марта) выпускница Школы межэтнической журналистики Мария Вахрушева пообщалась с активистками феминистского движения из самого, пожалуй, консервативного региона России – Северного Кавказа – и с их коллегами из соседнего Азербайджана.
— У нас еще остались села, где жизнь девушек предопределена: раннее замужество и других вариантов нет, — рассказывает жительница Республики Дагестан Джамилят Гусейнова. — Но я верю, что сегодня каждая вправе выбрать, чего она хочет: бороться с этим укладом или принять его. Есть немало примеров женщин, которые наперекор предписанным правилам преуспели в самых разных сферах. Например, министерство образования РД возглавляет Уммупазиль Омарова.
Журналистка из Республики Ингушетия Алена Захарова тоже считает, что пока рано говорить об изменении традиционных кавказских ценностей:
— Во-первых, в семьях до сих пор сохраняется четкое распределение ролей и обязанностей. При этом, мужчина может быть прекрасным поваром, но ты, женщина, не сможешь ему сказать: "Иди, что-то приготовь". Также и с уборкой. А ребенок с детства за этим наблюдает и усваивает, что в его компетенции, а что нет. Во-вторых, огромную роль играет религия. Учитывая тот факт, что ислам укрепляется, буквально с каждым днем покрытых девушек становится все больше, а это еще один барьер для развития феминизма.
Как отмечает журналистка, в Ингушетии есть женщины, которые борются за свои права. Например, добиваются, чтобы в случае развода ребенка оставили у них. Напомним, что в Чечне и Ингушетии принято, что дети после расставания родителей живут с отцом. Для женщины и ребенка это очень болезненно.
Но о таких героинях, которые все же добились своего, мало слышно: правоверные мусульмане считают, что женщине следует избегать публичности.
— У нас есть феминистки, но даже они предпочитают громко о проблемах не говорить, —рассказывает Анастасия Антонец, подтверждая слова о непубличности женщин на Кавказе. — Они могут аккуратно высказывать свою точку зрения в соцсетях, а вот если, например, начальник поведет себя некорректно, защищать свои права не будут. Давление общества оказывает влияние даже на самых сильных девчонок.
Анастасия живет и работает в Ставрополе. За два года ее команда провела несколько перформансов и пикетов с целью привлечения общественного внимания к таким проблемам как неравная зарплата и "стеклянный потолок" в карьере. Девушек задерживали, они выплачивали штрафы, но главным препятствием в своей работе Антонец считает не это.
— Самая большая трудность в борьбе за права – полное непонимание, отсутствие толерантности не только к движению, а даже к идее того, что у кого-то могут быть отличные от твоих взгляды, — высказывается Анастасия. — В России это большая проблема, и не только на Кавказе.
Проблема неинформированности – еще одна горячая точка. Зачастую девушки просто не знают, куда обратиться в случае нарушения их прав. Один из наиболее известных и эффективных центров для женщин на Кавказе — организация "Женщины за развитие". С 2002 года там не только учат, как девушкам защищать свои права, но и оказывают психологическую помощь.
По словам директора центра Либкан Базаевой, ежемесячно на горячую линию поступает около полусотни звонков от женщин, пострадавших от насилия или столкнувшихся с материальными проблемами.
Общество возникло во время антитеррористической операции в Чечне, когда Либкан и ее подруги жили в лагерях для беженцев в Ингушетии. Столкнувшись с материальными и психологическими проблемами, женщины решили самоорганизоваться, чтобы помогать друг другу. После возвращения в Грозный организация не распалась. Наоборот, возможности центра расширились. Появились кружки по интересам, а в 2008 году были запущены первые бесплатные курсы по вождению. Сказать, что мужской мир был в шоке, ничего не сказать!
В 2016 году медиа COLTA и фонд имени Белля запустили просветительский видеокурс "Гендер для чайников", где с экспертами различных областей обсуждалось гендерное равенство и права женщин.
Так, координатор программы "Гендерная демократия" Ирина Костерина рассказала, что, по их сведениям, на Северном Кавказе до сих пор практикуются так называемые harmful practices. Под этим термином, в частности, ООН понимает набор губительных или вредоносных для женщин процедур. Например, это селективные аборты. Что это такое? Когда родители будущего ребенка на УЗИ узнают, что это будет девочка, они решают прервать беременность.
У наших закавказских соседей ситуация еще хуже. В азербайджанских селах новорожденные девочки до сих пор воспринимаются как наказание.
Многим девочкам не дают даже родиться, а едва подросшие дочери становятся объектом дискриминации: научившись читать и писать, перестают ходить в школу, потому что нужно помогать родителям по хозяйству.
Но и с достижением зрелости проблемы не проходят. Их начинают красть горячие женихи.
В 2017 году на пятом азербайджано-российском молодежном форуме "Новое поколение: ответственность без границ" поднималась эта тема. Современные молодые люди понимают, что с таким мировоззрением необходимо бороться. Девушки предлагали организовывать фем-кружки при университетах. Но если со стороны молодежи наблюдается какая-то активность, то политики к идеям гендерного равенства относятся весьма сдержанно: Азербайджан так и не подписал Стамбульскую конвенцию Совета Европы по борьбе с насилием в отношении женщин, которая обязывает правительства государств принимать конкретные меры.
— Мы живем в патриархальной стране, в которой общество диктует женщине каждый ее шаг. Что и в каком возрасте она должна делать и как себя вести. Даже то, как и с кем женщине следует путешествовать, определяет не она сама, а некий неписаный свод правил, — рассказывает азербайджанская активистка Фидан Назарова.
Ее цель – показать независимость девушек в современном мире. Фидан выбрала довольно необычный способ борьбы со стереотипами: она одна отправилась в путешествие автостопом.
В консервативном азербайджанском обществе это было воспринято как нечто экстремальное.
Действительно, девушка несколько раз сталкивалась в пути с непростыми водителями, попадала в неоднозначные ситуации. Но, несмотря на это, Фидан мотивирует других девушек не бояться самостоятельных путешествий, если есть такое желание.
— В жизни ты постоянно сталкиваешься с запретами и правилами. Но на дороге нет ни одного знака "женщинам нельзя".
Новости о Фидан и истории из жизни самых разных девушек можно прочесть в сообществе ВК "Подслушано. Феминизм. Кавказ". Уже больше года пять активисток разных национальностей объединяют девушек, которые неравнодушны к феминистским идеям.
— Многие считают, что админки – русские, и это все план по уничтожению великих традиций Кавказа, но мы таких можем послать далеко и надолго на десятке языков, —рассказывают девушки. — Нам присылают угрозы, обещания расправы, просят держать язык за зубами и не выносить сор из избы. Но это не останавливает нас. Главная цель — не только рассказать правду, но помочь и поддержать. На нас жалуются регулярно, но мы не нарушаем законов РФ, так что нас банить не за что.
Примеры историй (с сохранением авторской пунктуации):
У родителей есть знакомые, курдская семья. Там двое детей, совершеннолетние уже. Дочка работает медсестрой, живет с родителями, а сын - инженер на заводе в Сибири. В эти выходные дочку просватали, она впервые в жизни увидела жениха, до сих пор плачет, но родители уже согласились. Семья жениха платит калым - несколько килограммов золота, жених ненамного младше отца невесты. Теперь ей нужно уволиться и готовиться к свадьбе. Теперь ее задача - рожать детей, желательно сыновей, угождать свекрам и прислуживать мужу. Работать ей не разрешат, семья обеспеченная, могут позволить себе неработающую сноху. Клининг и повара позволить не могут, не в традиции. Она приносила моим родителям угощение со стола, показывала кольцо, плакала.
Сыну родственники тоже подыскивают невесту. Во-первых, возраст. Во-вторых, до родителей дошли слухи, что в Сибири у него появилась русская девушка. Брак с русской невозможен, потому что и традиция жениться на своих, и "смотреть за мужем" как курдянка, она не сможет. Россия, 21 век.
Меня украл сосед, когда мне было 18 лет. Вернуться не могла, опозорила бы всю семью, тогда бы других сестер никто не взял замуж. Полтора года я терпела такие ужасы, что вам не передать. Меня бил муж, его сестра, его мама. Я неправильно готовлю, убираю за скотиной, сижу, ем, дышу! Я умоляла маму принять меня обратно, мне сказали, что надо быть мудрой и хитрой, сохранить брак, а не рушить. Еще через полгода он избил меня, сломал бедро, спустив с лестницы. Я очень долго лечилась, обратно не вернулась, взяла свои пожитки и ушла пешком в город. Рада, что не забеременела от этого ублюдка. Работала сначала уборщицей, потом уехала в Челябинск, там устроилась на завод, прошла курсы, сейчас работаю помощником архитектора, живу с подругой и котиками. Каждый вечер, засыпая я вспоминаю прошлую жизнь и даже не верю, что все это было со мной…
— Возможен ли феминизм на Кавказе? Он возможен абсолютно везде, что бы нам ни пытались навязать адаты, традиции и прочие патриархальные установки. Те, кто хочет услышать, – услышат! И обязательно сделают шаг в сторону сестринства, свободы и равных прав! — уверяют наши героини.
*Справка: феминизм — спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин.
Тэги