"У всего свой хозяин есть". Так говорят на Чулыме. В доме – Абиези , "суседка", домовой. В лесу – Тайгези, хозяин тайги. В Чулыме – Суеси, речной владыка, похожий, говорили старики, то на огромную щуку, то на покрытого длинной шерстью лося.
А землёй – всей, от трав и цветов на поверхности до тёмных, непонятных человеку глубин, - правит Чериези, хозяин земли: могущественный, таинственный, почти не появляющийся ни в сказках, ни в быличках и при этом упоминаемый с неизменным почтением. Именно к нему, в его владения отправляются после похорон умершие. Если, конечно, родственники на похоронах всё сделали правильно и выкупили у Чериези землю под могилу.
С трубкой и огнивом
"Выкупали землю" для умершего на Чулыме, кажется, всегда. В первых путевых заметках географов екатерининских времён, прокладывавших пути сквозь глухую причулымскую тайгу к торговому притрактовому Ачинску, уже упоминаются соответствующие обряды местных жителей. И по описаниям несложно узнать традиции, дожившие до наших дней.
Тогда, в годы изысканий Крашенинникова и Гмелина, да и в целом вплоть до 1950-х, чулымцы, конечно, хоронили своих умерших иначе, чем сейчас.
Покойник отправлялся в инобытие на подстилке из берёзовых листьев, с ножом, трубкой и огнивом рядом в выдолбленной колоде или в берестяной "коробке".
В наше время всё это уступило место типовым постсоветским гробам под такими же типовыми и постсоветскими надгробиями, но одно так и осталось неизменным: перед тем, как опускать в могилу гроб, надо бросить в неё несколько монет. Выкупить у Чериези кусок принадлежащей ему земли для того, кто навечно уходит в его владения.
Как равный к равным
Казалось бы, ответ на вопрос "зачем это делается" прост: если Чериези владеет всей землёй, то для того, чтобы похоронить человека, часть этой земли надо получить у него, и странно было бы ожидать, что он будет отдавать её даром, не получив ничего взамен.
Версия очевидная и поэтому кочующая из одного научного текста в другой. И, с точки зрения самого народа, абсолютно неверная.
Выкупать землю для умершего, говорят чулымцы, надо не только и не столько для того, чтобы дать Чериези что-то взамен части его владений.
В конце концов, что ему, владеющему всей землёй, несколько мелких монет?
Выкупать землю надо для того, чтобы умершие, - да и сам правящий ими Чериези, - приняли пришедшего к ним в своё общество, не побрезговали. Не посчитали бы ни жадным и скупым сверх всякой меры; ни нищим, то есть, по меркам старого Причулымья, плохим, неумелым при жизни охотником, рыболовом или кузнецом. Для того, в конечном счёте, чтобы прийти к предкам как равный к равным. Чтобы быть в праве поселиться с ними рядом.
Победитель конкурса "СМИротворец-2015" фильм "Уходящая натура. Чулымцы" телекомпании "ТВ2", Томск. Автор - Юлия Корнева.
Справка НацАкцента
Чулымцы - коренной малочисленный народ Сибири, традиционно проживающий на территории современной Томской области и в Красноярском крае. По переписи населения 2010 года насчитывается всего 355 чулымцев.
Тэги