История Русской православной церкви насчитывает более тысячи лет. На Земном шаре нет уголка, где ни побывали бы проповедники и миссионеры. Многие положили на это свои жизни, тысячи просветителей причислены к лику святых. Православные батюшки - представители сотен национальностей – несут слово Божие в приходах по всему миру. Национальный вопрос не чужд церкви, только решается он в ней не "межнационально", а "наднационально".
От Рождественской звезды
Межнациональные отношения в Церкви регламентируются общецерковным документом "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". В главе "Церковь и нация" на основе Священного Писания подробно рассматриваются различные вопросы межнациональных отношений. Отдельные положения этой главы гласят: "Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более не согласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания".
Священнослужители православной церкви не устают напоминать, что православие – религия наднациональная. Именно такой, в которой все равны перед Господом, задумал ее Господь Иисус Христос. Неслучайно одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока. Волхвы́, или вавилонские жрецы, получившие откровение о пришествии в мир Христа, – пример того, как, невзирая на национальности и стороны света, действует призывающая благодать. Пожалуй, это и есть первые этнические подвижники и святые. Их мощи сегодня находятся в Соборе города Кёльна в Германии. В современной церкви предполагают, что Мельхиор прибыл поклониться младенцу Христу из Эфиопии, а Каспар и Валтасар – из Персии.
Наднациональные чудеса продолжались и дальше: рождение Церкви сопровождалось особым даром, данным апостолам, – говорить на разных языках, дабы проповедовать Евангелие по всей земле.
У апостолов были последователи. Православная церковь особо чтит Святителей Кирилла и Мефодия, болгаров по национальности, создавших славянский алфавит для проповеди Христова учения, святителя Николая Японского, проповедавшего на японском языке в стране Восходящего Солнца.
Многие священники специально изучали языки малых народов. Святители Иннокентий Иркутский и Иоанн Шанхайский проповедовали не только в Китае, но и северным народностям Дальнего Востока.
С миром к зырянам
Святитель Стефан Пермский создал коми азбуку – анбур – и письменность для коми-зырян. Матерью будущего просветителя, по одной из версий, была зырянка. Стефан Пермский родился в 1340 году в семье устюжского причетника. Будучи способным учеником, он с юных лет проявлял необыкновенное усердию к служению в Церкви: за год выучился читать священные книги и помогал отцу во время богослужения. Приняв иночество в молодости, изучил греческий язык, чтобы читать святых отцов в подлиннике. Он часто беседовал с зырянами и горел желанием обратить их ко Христу. Для их просвещения он сам составил для зырян азбуку и перевел для них несколько церковных книг. В 1379 году получил благословение "идти в страну языческую – Пермь – учить святой вере неверных людей". Миссионер поставил перед собой задачу: обратить зырян в христианство или сложить за Христа голову.
Из Устюга проповедник направился вниз по Северной Двине к Вычегде. До сих пор в различных коми селах существует поверье, что приплыл святой "на камне". Долгие годы прожил Стефан среди северных людей, пользуясь их любовью и уважением, не только наставлял, но и заступался за них, помогал во время неурожая, облегчал подати, ограждал от нападок других племен, ходатайствовал за них в Москве. Смелость, истинное радение в вере и добросердечие Стефана расположили их к нему, хотя поначалу зыряне встретили Стефана недоверчиво и даже враждебно.
Пришлось ему столкнуться и с активным неприятием. Одна из самых известных легенд – о борьбе Стефана с жрецом Памом. Чтобы посрамить языческие верования, Стефан согласился на испытание – взявшись за руки, с Памом, войти в горящую избу, а потом спуститься в прорубь. В последний момент колдун отказался и был посрамлен. Зыряне предложили святому казнить его, но тот отпустил врага.
Вторую "битву" креститель зырян выдержал с "прокудливой" березой более чем в три обхвата. Три дня он рубил ее и наконец одолел. После этого разжег огромный костер, а когда кумирня превратилась в пепел, поднялся ветер и хлынул дождь, уничтожив последние следы языческого идола. На месте прокудливой березы, в Усть-Выми, месте, где река Вымь впадает в Вычегду, Стефан построил первую на Пермской земле христианскую церковь в честь Архангела Михаила — "высоку и хорошу, красну и добру, чюдну вправду и дивну". Ныне церковь находится на территории мужского монастыря, который считается первой резиденцией Великопермского епископа. Позже он основал для зырян еще несколько монастырей.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремейник, Стихирарь, Октоих, праздничные службы и Божественную литургию. Плодом его трудов стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству.
Епископ в лосиной шкуре
Спустя триста лет, в 1680 году, в Малороссии, в шляхетском роду Кульчицкий родился будущий основатель самостоятельной Иркутской епархии, святитель Иннокентий. В 20-е годы 18 века был направлен в Китай. По дороге основал духовную школу в Бурятии, открыл в Сибири епархию, оказывал содействие камчатской экспедиции Витуса Беринга.
Задержка владыки была связана с неожиданно большим влиянием в Пекине иезуитов, которые сделали все, чтобы приезд русского епископа был отложен на максимально долгое время. Поводом для отказа на въезд стало его именование в одном из писем "богдо", то есть "великий". У китайцев так обращаться было принято только к императору. Двум великим находиться в Китае было невозможно, и епископу было отказано. В ожидании разрешения он три года оставался в Селенгинске. Чтобы не умереть с голоду без жалованья, миссия нанималась на работы к местным жителям и ловила рыбу на пропитание. Одежду владыка чинил себе сам, шил обувь себе и ученикам, обращал в христианство монгольские племена, а утешение находил в молитве. На теле он носил власяницу, а поверх – подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Жалованья он при жизни так и не получил, зато получил массу обид и поношений от сибирских властей – как церковных, так и светских.
Ключевым стало назначение владыки самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. За четыре года на этом посту он сумел сделать неимоверно много, несмотря на то, что здоровье его было слабым и всю жизнь он страдал от невыносимых головных болей. Молитва, проповедь и помощь ближнему были его основными занятиями. В христианство он обращал не просто семьями, а целыми стойбищами. Так, из новообращенных бурят образовалось целое поселение Ясачное. Еще при жизни стал он являть чудеса, которые продолжились после его кончины.
Прославление святого началось после того, как обнаружили нетленность его мощей спустя 70 лет после его смерти в 1731 году.