До революции 1917 года Вербное воскресенье было широким праздником, а в допетровские времена отличалось еще и торжественным действом. Зачем вербу украшали как елку, что такое "шествие на осляти" и куда пропали вербные катания — в материале "НацАкцента".
"Вчерашнее вербное катание можно смело назвать небывалым. Чудный весенний, почти жаркий день способствовал такому наплыву катающихся, что к 4-м часам собралось несколько сот экипажей и линию катания пришлось растянуть вплоть до Тверской заставы… Пешей публики было невообразимое количество… Торговцы вербой расторговались совсем…"
Так описывала традиционные вербные гуляния московская газета "Новости дня" в 1903 году.
Традиция вербного торга, по-простому его называли "Верба", появилась в Москве еще в допетровскую эпоху. Ярмарка на Красной площади открывалась в Лазареву субботу и работала до Вербного воскресенья. Торговцы продавали ветви вербы, игрушки, иконы, книги, пасхальные яйца, живые и бумажные цветы, выпечку и сладости. В это же время проводились "вербные катания" на лошадях: московское купечество вывозило своих дочерей-невест.
Примерно с XVI века в Вербное воскресенье проводилось так называемое "шествие на осляти", символизирующее въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим.
"В этот день царь идет из Кремля в церковь, которую они называют Иерусалимом, а патриарх едет, восседая на осле, и этого осла царь должен вести под уздцы. Впереди идет клир в священническом облачении и поет по своему обычаю Осанну", — писал в начале XVII века в своих записках живший в то время в России немец-наемник Конрад Буссов.
Главным атрибутом шествия было "пальмовое дерево" — верба, украшенная яблоками, финиками, орехами и сладостями.
Его везли на отдельной колеснице, а в конце шествия патриарх раздавал ветки с украшениями. Самые дорого украшенные посылали в царские покои, потом оделяли участников шествия разных чинов, остатки отдавали стрельцам и народу.
Отменил традицию шествия, пережившую даже Смутное время, Петр I. Вместо разряженного дерева стали просто закупать к празднику возы срезанной вербы и раздавать ее на службе в Успенском соборе. Но широкие вербные гуляния на Красной площади продолжались вплоть до революции 1917 года.
"Верба напоминает карнавал. Все как орденами увешаны вербными безделушками. Вьется серпантин. Сыплется конфетти. Для полноты недостает масок. Их заменяют тещины языки, колбасы и заморские черти..." "Московская копейка" 21 (08) апреля 1913 года
Тэги