Выбор разных

Выбор разных

Как народы России свою судьбу выбирали

 
 
 
 
7 марта 2018

Честные и справедливые выборы – главный показатель демократии. А демократия, как известно, "наихудшая форма правления, если не считать всех остальных". За свою более чем тысячелетнюю историю Российское государство знало разные типы устройства, а с выборами некоторые из наших народов познакомились намного раньше, чем жители Западной Европы. "Россияне" избирали и были избираемыми на протяжении многих столетий. Причем, зачастую на гораздо более "демократических" условиях, нежели в Древней Греции, откуда изначально и пошел этот термин.

По ком звонит колокол

В Новгороде демократическая форма правления – вече – продержалась более шести веков! Отчет существования боярской республики принято вести с 862 года, когда новгородские бояре заключили беспрецедентный договор как бы сейчас сказали "о самоуправлении" с князем Рюриком. Хотя до XII века Новгород входил в состав Киевской Руси и имел "посаженного" Киевом князя, власть его была сильно ограничена: мало-мальски важные решения принимались "всем миром". Вече созывалось ударом колокола. Право голоса имели мужчины-домовладельцы. Время от времени случались в Новгороде и свои "протестные движения": не согласные с тем или иным решением вече граждане собирались на альтернативную встречу на местной Болотной площади –  Ярославском дворище. Пал институт вече Новгорода из-за экономических проблем: имущественное неравенство привело к олигархическому строю и, как следствие, конфликтам и смутам. Занятые внутренними распрями новгородцы проморгали усиление влияния Московского княжества и в 1478 году Новгородское княжество, а вместе с ним и вече, перестали существовать.

Кстати, вече – общеславянский термин. Народные сходы собирали не только в Новгороде, но и в ряде городов, где проживали русские и другие славяне. Но именно в Новгороде решения вече были наиболее серьезными и даже судьбоносными. Например, новгородцы могли прийти к выводу, что их не устраивает действующий князь, или отказаться вместе с другими княжествами участвовать в войне.

выборы

Старость – не всегда мудрость

На территории Северного Кавказа с древнейшей поры и по сей день процветает институт старейшин. Многие думают, что "пропуск" в старейшины – почтенный возраст. Это не совсем так: иногда старость приходит, а мудрость задерживается. Кто именно из почтенных и уважаемых граждан достоин звания "старейшины", решали на общем сельском сходе.

В выборах в Совет старейшин участвовали все взрослые мужчины селения. В ведении совета были вопросы распределения земель, строительства дорог, решения о посеве и сборе урожая и т.п.. Другими словами, Совет старейшин представлял собой некое подобие современного муниципалитета. Но помимо этого решал ещё и нравственные задачи: поощрения или порицания членов общины было также прерогативой старейшин. Позднее, с развитием российской государственности, экономические и политические вопросы отошли на второй план, а гуманитарные – усилились.

выборы

За кем народ встал

Сето, проживающие на территории современных Псковской области и Южной Эстонии, - народ малочисленный, но гордый. С далеких полумифических времен и до наших дней сохранился у них обычай выбирать "короля". Ну или "королеву" - пол претендента значения не имеет и никогда не имел.

Выборы у сето – максимально простые, демократические и открытые. Претенденты на "престол" встают на специально заготовленные пеньки, а "подданые" выстраиваются в живую очередь за понравившимся кандидатом. У кого поклонников больше, тот и "монарх". В этой главке так много кавычек, потому что политической нагрузки в выборах у сето давно нет: задача избранного короля – способствовать развитию и укреплению традиционной культуры народа, а также ее представительству в России, Эстонии и мире в целом.

выборы

Выходи на круг

До революции казаков считали сословием, сейчас – некоторые называют субэтносом русского народа. В любом случае, быт и обычаи казаков всегда существенно отличались от их русских братьев.

И по сей день не утихают споры: что же царило на Дону и в других областях традиционного расселения казаков? Казачья вольница с анархией пополам или настоящая демократия? В любом случае, выборы атаманов у казаков были всегда. Причем, выбирали их не только как главное лицо хутора, станицы или войска, но и под конкретные цели. Например, для военной кампании или беседы с царем. Атаманами становились как правило взрослые, состоявшиеся люди, с достойным уровнем образования и высоким кредитом доверия у населения. Казачий Круг – аналог вече – собирался на майдане – площади в центре населенного пункта. В голосовании участвовали все казаки, за исключением "порочных" и "пенных", т.е. право голосовать нужно было заслужить безупречным с точки зрения морали поведением.

договоры

От 60 и старше

Выбирали народы России не только правителей, но и священнослужителей. Например, последователи традиционной марийской религии сами решали и решают до сих пор, кто готов стать картом – священником. Требования к претендентам – мудрость, моральный авторитет и, желательно, почтенный возраст (от 60 лет).

Правда, возрастной ценз – желательный, но не обязательный критерий: если достойного старца в поселении нет, то картом может стать и человек "средних лет".

Очень в потенциальных священниках ценились такие качества, как степенность и умение складно говорить.

Ганзейские "тролли"

Можно ли повлиять на выборы в другом государстве? Раньше – точно было можно. Есть в истории примеры, когда важные политические решения принимали или, наоборот, мешали принять, организованные по признаку занятости группы граждан. Причем, делали это не в кулуарах и из-под полы, а вполне на законных основаниях.

К XIV веку достиг своего рассвета Союз Ганзейских городов, в который входило около 130 населенных пунктов, активно занимающихся международной торговлей. У Ганзы были очень прочные связи в Новгородом и Псковом: в обеих городах действовали представительства Союза, был подписан договор, который давал купечеству Руси и Ганзы равные права.

выборы

Во второй половине четырнадцатого столетия Ганзейский союз, достигший своего могущества, вел войну с Королевством Дания. Когда она закончилась, был подписан Штрандзульский мир, условия которого не только позволяли свободную торговлю всем ганзейским городам, но и предоставляли право вето при выборах наследников Датского престола. Чем не вмешательство во внутреннюю политику других государств?

История развивается по спирали: меняются формы правления, территориальные границы, но выборы по-прежнему важнейший традиционный институт в жизни народов России. С древности и по сей день жители российского государства брали выбор своей судьбы в свои руки и несли за него ответственность.  Негоже отказываться от столь доброй традиции предков.  


Материалы по теме:
1594