Если набрать в поисковике запрос "поздравления с 8 марта", по первым ссылкам можно найти много приятных слов для милых, красивых, прекрасных, обаятельных, очаровательных и нежных. Мы же по случаю праздника хотим рассказать о сильных.
Поморки
Исследователи давно заметили, что в Поморье женщины и девушки в хозяйственных и бытовых делах были самостоятельнее, чем в других районах дореволюционной России.
И хотя женщина формально находилась в зависимом положении от мужа или отца, чьей воле должна была подчиняться, в то же время хозяйка пользовалась авторитетом у остальных членов семьи.
"По Кемскому Поморью они содержат морские почты и превосходно гребут от села к селу, от посада к посаду. Живущие на берегах Ледовитого океана выходят для промысла в открытое море. <...> Известны и женщины, которые умеют управляться со шхуной", — писал о поморках Владимир Немирович-Данченко.
В 1860 году 3619 поморок (17% всех морских промышленников Архангельской губернии) постоянно занимались промыслом, 45 из них были кормщиками и судохозяевами.
Летом, когда мужчины уходили на промыслы, женщины брали на себя обязанности сельских должностных лиц: старост, почтальонов. Для этого им нужно было иметь определенный уровень грамотности.
Хотя объем хозяйственных работ у поморок был не меньше, чем у женщин в других регионах, в целом они занимали более высокое социальное положение. Их самостоятельность была закреплена и нормами обычного права, по которым приданое жены являлось ее личным имуществом и не переходило после замужества к супругу.
Вепсские женщины
У вепсов женщины, конечно, были активными участницами всех деревенских работ. Сельское хозяйство вообще обрабатывалось в основном их руками. Женскими занятиями считались прополка, обработка льна, уборка зерновых и уход за домашними животными — мужчины занимались только лошадьми. Приготовление пищи, стирка, ткачество, шитье, вышивка — все это тоже ложилось на плечи вепсских женщин.
В местах, где мужчины уходили на заработки, с ранней весны до поздней осени все сельскохозяйственные работы оставались на женщинах, подростках и детях. Им приходилось самостоятельно пахать, боронить, сеять, жать, косить, собирать сено в стога, убирать урожай.
"По западному берегу Онежского озера есть селения, где с ранней весны до поздней осени отсутствует почти все мужское население: оно уходит на камнетесные промыслы... И начинается странная картина. Все полевые и домашние работы выполняются женским трудом. Женщина идет за сохой, она сеет, она ставит изгороди, она косит сено и ставит стога", — сообщал "Олонецкий губернский вестник" от 30 июля 1909 г.
Со временем такой отход мужчин сделал женский вклад в семейную экономику более значимым и повысил статус женщины в традиционном хозяйстве вепсов.
Казачки
У казаков тяжелый женский труд в домашнем хозяйстве не считался основным, а был только приложением к хлебопашеству и скотоводству. Женщина-казачка часто оказывалась главой семьи на время, пока муж нес военную службу. В его отсутствие казачке доставалась вся работа и в поле, и на подворье.
"Она умела не пустить нужды в дом в отсутствие казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить свое имущество от степных хищников. Донская казачка с таким же искусством управлялась с вилами и косой, как с ружьем или шашкой", — писал этнограф Семен Номикосов в "Статистическом описании Области Войска Донского" в 1884 году.
В некоторых кубанских станицах была традиция, по которой глава семьи передавал власть хозяйке на время его отсутствия или в случае невозвращения с войны. В случае его смерти, по обычному праву, ее статус ничем не отличался от статуса покойного супруга-хозяина. У терских казаков бывали случаи, когда станичный суд мог передать управление семейным хозяйством жене в качестве крайней меры для усмирения мужа.
Частые военные конфликты на юге России сформировали независимый и решительный характер казачек, который потом зачастую могли противостоять даже мужской агрессии внутри семьи. В результате казачки обрели большую свободу и самостоятельность.
Северянки
Женщинам из числа коренных малочисленных народов в тундре не приходится заниматься огородом, но легче от этого их жизнь не становится. Во время кочевки им приходится наравне с мужчинами переносить все трудности. На новом месте мужчина обычно устанавливал центральный шест чума, а все остальное — женские заботы. Ей нужно было установить пяти-шестиметровые шесты, связать их высоко наверху, накинуть сверху "нюки" (покрытие чума из оленьих шкур) и снова связать. А еще настелить деревянные полы. Сейчас, конечно, ей могут помочь дети или мужчины, а когда-то это занятие считалось сугубо женским.
Оленеводы кочуют все время и за год проходят до тысячи километров. Переставлять чум с места на место приходится около 25 раз. Кроме возведения жилища, жены оленеводов готовят пищу, колют дрова, добывают воду, выделывают шкуры и шьют из них одежду на всю семью, летом заготавливают ягоды и целебные растения, весной доят оленей, считают поголовье.
"У оленных чукоч (чукчей - прим.ред.) женщины работают гораздо больше мужчин <...> Работа по дому, очень тяжелая и трудная в условиях полярного кочевого быта, целиком лежит на женщинах. Женщины обдирают убитых оленей, пластают туши, собирают съедобные корни, приготовляют пищу, выделывают шкуры, шьют одежду и исполняют множество других работ, не говоря уже об обязанностях материнства. Мужчина почти никогда не помогает женщине в ее работе. Он даже не умеет делать самых простых женских работ", — писал этнограф Владимир Богораз в конце XIX века.
Теперь у тундровиков появились снегоходы, генераторы и спутниковые телефоны, но женские обязанности с веками не изменились. В 2017 году северянок ждала хорошая новость: должность "чумработницы" внесли в реестр профессий.
В принципе у всех народов России женщины всегда много трудились — как минимум наравне с мужчинами, а часто и больше. Однако женский труд долгое время оставался недооценен во всех странах мира. А сейчас им хотелось бы получать истинную оценку признания своего труда не в виде цветочков раз в год, а в равных с мужчинами зарплатах и карьерных возможностях.
Тэги