Активисты Татарстана разместили в интернете петицию в защиту татарского языка. "Родители учеников школ РТ и просто неравнодушные к судьбе татарского языка люди" обратились к Министерству образования и науки РТ и Рособрнадзору.
Они потребовали оставить преподавание татарского языка как государственного в обязательном порядке во всех общеобразовательных учреждениях Татарстана, открыть "достаточно" школ с татарским языком обучения и татарских классов, а также дать возможность сдавать ЕГЭ на татарском языке.
В петиции приводятся аргументы в пользу изучения татарского даже теми, кому он неродной. Авторы заявляют, что билингвизм полезен для мозга и развивает в ребенке внимательность, умение концентрироваться и гибкость мышления. "Как бы мы ни старались, но 2-3 урока английского языка детям не сделают их русско-английскими билингвами", – подчеркивается в тексте.
Активисты заявляют, что язык – "передатчик культуры" и "важнейший фактор, который делает тебя татарином или татаркой". "Если ты открещиваешься от него, значит ты становишься маргиналом. Язык несет в себе все те нравственные зерна, которые мы хотим посадить, все то, что хотим сохранить в эпоху мультиков аля "Финес и ферб", – считают авторы, – Татарин, безразличный к татарскому, это человек без корней, это не ветвистый дуб, а перекати-поле, который всегда будет чужаком для русских".
По словам авторов петиции, язык и национальность – "знамение Бога". "Есть аяты Корана о том, что существование народов и языков есть знамение для разумеющих. Забывая о своих корнях, мы теряем глубину. Словно заменяем землянику конфеткой из рафинированного сахара", – заключили они.
Президент Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле заявил, что недопустимо заставлять кого-либо учить неродной язык. Это спровоцировало волну отказов родителей школьников от обучения их детей национальным языкам в Татарстане и Башкирии, а также обострение общественной дискуссии по этому вопросу в Коми. Сейчас в республиках проходит прокурорская проверка добровольности изучения национальных языков в школах.