Очередная волна отставок глав регионов затронула Ивановскую, Орловскую, Новосибирскую, Самарскую, Нижегородскую, Омскую и Псковскую области, Ненецкий автономный округ, Дагестан, Красноярский и Приморский края. У многих из этих регионов есть свои национальные особенности и "болевые точки". Разбираемся, с чем придется столкнуться и на что нужно обратить внимание их новым главам.
Дагестан — богатство народов и конфликтов
Уволенный глава: Рамазан Абдулатипов
Новый врио главы: Владимир Васильев
Руководителем самой многонациональной республики России впервые за полвека назначили варяга — никак не связанного с Дагестаном Васильева. Одну из основных проблем новый глава понимает сам и уже озвучил её — это клановость во власти. Он пообещал принимать чиновников на работу, руководствуясь не национальными квотами, а способностями претендентов.
Назначение Васильева прервало сложившуюся традицию, когда главный руководящий пост по очереди занимают представители самых крупных этносов Дагестана — аварцы и даргинцы.
Одна из самых острых проблем в Дагестане — земельная. Стычки в Ленинауле представителей переселенных на эти земли аварцев и чеченцев-аккинцев, которые проживали в селе до сталинских депортаций. Аналогичная ситуация в Карамане, на который претендуют жители лакских сел Кумторкалинского района и жители кумыкских селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент. Выступления в Ногайском районе против закона, позволяющего строить поселения на землях отгонного животноводства. Переселение из Азербайджана жителей лезгинских сел Храх-Уба и Урьян-Уба. Это лишь примерный список конфликтов, похвастаться полным разрешением которых пока не удалось никому из прежних руководителей.
Кроме этого, в регионе, где проживает более 30 народов, не может не быть этнокультурных вопросов, требующих постоянной работы. Так, совсем недавно Миннац РД заявил об исчезновении национальных языков, не входящих в перечень государственных в республике.
Приморский край — гектар для коренных
Уволенный губернатор: Владимир Миклушевский
Новый врио губернатора: Андрей Тарасенко
Приморский край, когда-то активно заселявшийся украинцами, граничащий с Китаем, остающийся местом проживания коренных малочисленных народов — спокойный в плане межнациональных отношений регион. Однако с 2016 года здесь реализуется программа "Дальневосточный гектар", которая вызывала недовольство коренных малочисленных народов еще на стадии разработки закона.
Местные КМНС опасаются, что в список предназначенных для раздачи земель попадут территории их традиционного природопользования. Несколько подобных случаев уже было в соседнем Хабаровском крае.
При этом сами коренные малочисленные народы, пытающиеся получить эти земли по программе, никаких особенных преференций не имеют.
Самарская область — мордовское послевкусие
Уволенный губернатор: Николай Меркушкин
Новый врио губернатора: Дмитрий Азаров
Николай Меркушкин руководил областью в течение пяти лет, до этого назначения он 17 лет возглавлял Республику Мордовия. Самарцев он обижал сравнениями их региона с Мордовией. Так, в 2015 году, комментируя действия одной из компаний, он заявил, что фирма поступила "по-самарски", то есть "кинула людей". По его словам, если бы дела велись "по-мордовски", то все было бы "доведено до конца". СМИ не раз писали об аффилированности родственников Меркушкина с мордовскими компаниями.
В результате новому самарскому губернатору достался в наследство регион, раздраженный так называемым "мордовским лобби". Впрочем, никакого ухудшения межнациональных отношений деятельность Меркушкина не повлекла.
При прежнем губернаторе началось строительство большой этнодеревни в Самаре. Новому главе придется довести этот проект до конца, так как объекты этнокомплекса планируют задействовать в культурной программе Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Красноярский край — таймырский регионализм
Уволенный губернатор: Виктор Толоконский
Новый врио губернатора: Александр Усс
В 2005 году Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ превратился в одноименный район в составе Красноярского края. Итогом его 12-летнего пребывания в качестве административно-территориальной единицы с особым статусом стали постоянные попытки местных жителей провести референдум об отсоединении от Красноярского края.
По данным за 2010 год, 29,5% от общей численности населения Таймыра составляют коренные малочисленные народы Севера.
В 2017 году инициативная группа жителей района в третий раз подала документы на проведение референдума в избирательную комиссию. Члены группы считают, что после изменения статуса Таймыра произошло ухудшение жизни северян.
По их словам, большая часть госструктур была перенесена в Красноярск и Норильск, из-за чего часть жителей лишилась бюджетных рабочих мест, а остальные не могут быстро получить госуслуги. Кроме того, они считают, что краевые власти плохо понимают специфику места. Речь идет не о развале субъекта, о возвращении прежнего статуса Таймыра, однако избирательная комиссия уже несколько раз отказывалась принимать документы на проведение референдума.
Остальным можно расслабиться?
Череда отставок губернаторов коснулась Омской области, где проживает значительная казахская диаспора и находится один из двух национальных районов российских немцев. Новому главе Ненецкого автономного округа предстоит позаботиться о малочисленных северных народах, а губернатору Псковской области — о малочисленном финно-угорском народе сето и, конечно, о русских, у которых, несмотря на многочисленность, тоже есть свои этнокультурные проблемы. Ивановская, Орловская, Новосибирская, Нижегородская — все это области, в которых русские составляют большинство населения, на первый взгляд не имеющие острых межнациональных проблем. Однако глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов не рекомендует расслабляться:
"Проблемы могут до поры до времени не иметь явно выраженного характера. Но как показывает практика, жители именно моноэтнических регионов, не имея опыта межкультурного общения, подвержены настороженному восприятию людей других национальностей.
И, кстати, именно в моноэтнических регионах наиболее сильны националистические идеи. Для радикалов они являются как раз удобной средой для работы, а задача региональной власти — защищать своих граждан от этих угроз".
Тэги