*ассирийская пословица
Эти два народа подверглись жесточайшему геноциду и были практически стёрты с лица земли более ста лет назад, но смогли выжить благодаря бегству в Россию.
Лишенные Родины
При упоминании этих народов в сознании многих всплывают картинки из учебников по истории: древний Вавилон, Сирия, Аккад… Спросите, какое отношение ко всей этой восточной сказке имеем мы? Благодаря Российскому государству, которое исстари формировалось как многонациональное и защищало самобытность самых разных народов, свое спасения от гонений здесь нашли и эти два весьма древних этноса.
Один из них говорит на современном диалекте языка Христа, другой ведёт свой род от древних вавилонян и является настоящей загадкой для исследователей-востоковедов.
И оба, будучи оторванными от своей земли, обрели в России родину, которая позволила им сохранить веру, традиции, обычаи и уникальную культуру.
Потомки древней цивилизации
Их величают айсорами или атурая. Этноним "ассирийцы" возродился не так давно - в память о предках, живших в Месопотамии, говоривших по-арамейски и принявших христианство ещё в I веке. Религия помогла не раствориться в среде мусульманского, зороастрийского и иудейского начал. В домонгольское время Ассирийская Церковь Востока (несторианского толка) даже вела миссионерскую работу в Азии. В арабском халифате атурая считались лучшими учеными, врачами и дипломатами, занимали высокие посты при дворах.
Однако это не спасло народ от притеснений. Начали арабы, оккупировавшие сирийские земли в середине VII века. Продолжили турки и курды с XV века. Ассирийцы бежали в неприступные горы между Турцией и Ираном. Часть жила в городах Эдессе, Диарбекире, Мосуле, занимаясь ремеслами. Спокойной жизни искали и у нас. В Армении и Грузии ассирийцы поселились после русско-персидской войны 1826—1828 годов.
Выкорчевать "сорняки"
Во время Первой мировой войны, будучи на службе в российской армии, они участвовали в персидском походе и боевых действиях на Кавказском фронте. Для турков это станет поводом для начала в 1914 году массовой резни живущих в Османской империи "мятежников". Один из идеологов партии "Единения и прогресс" Бехаэддин Шакир скажет:
"Народы, доставшиеся нам от прежних времен, представляют собой чуждые и враждебные сорняки, которые нужно выкорчевать без жалости".
А это ни много, ни мало пятая часть населения страны. Символом единения ассирийцев в эти сложные годы станет патриарх Мар Беньямин Шимуна, друг России на Ближнем Востоке. Ещё в 1906 году, предчувствуя обострение отношений с Турцией, российский служащий Термен спрашивал у него: "Какую позицию займут несториане в случае ожидаемого конфликта?" Мар-Шимун ответил:
"Если Россия займёт Ван, мы сможем выставить 40-тысячную армию и завоюем для России территорию от Битлиса до Мосула. 20 тысяч солдат я смогу послать туда, где это нужней всего будет России, остальные же 20 тысяч останутся здесь для обороны ассирийцев".
Не услышанный голос
К 1915 году идею опоры на Россию разделяли многие ассирийцы. Поэт и публицист Фрейдун Атурая (Бит-Абрам) в апреле 1917-го составил "Манифест свободной Ассирии", в котором призывал к созданию национального государства в союзе с Россией. Однако Первая Мировая и Февральская революция внесли свои коррективы.
В конце войны ассирийцы восстанут против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание подавят, после чего сотни тысяч ассирийцев уничтожат, а десятки тысяч бегут на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки. Погибнет от рук заговорщика и Патриарх.
Резня 1914-1918 годов унесла жизни по разным оценкам от 200 до 700 тысяч ассирийцев - треть этноса. Причем около 100 тысяч из них убили в соседней Персии, куда турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев истребили иранцы в городах Хой и Урмия. Этнические чистки продолжались и впоследствии.
Ассирийцы не получили собственного государства на Ближнем Востоке – их голос не был услышан союзниками из Антанты. Их земли были опустошены, а населенные пункты заселены курдами. Из Турции тысячи ассирийцев бежали в Россию и образовали здесь крупные общины.
Возвращение к истокам
Сегодня в мире около 2 млн ассирийцев. Общины есть в Иране, северном Ираке, Сирии, Турции, Ливане, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Живут сплоченными сообществами. Браки с представителями других народов редки.
В России с численностью ассирийцев сложилась интересная ситуация - по переписи населения 2010 года насчитывается более 11 тысяч ассирийцев. Но при этом более 60 процентов из них назвали ассирийский своим родным языком.
В Москве есть община Ассирийской Церкви Востока, первым священником стал Исхак Йосиф, ныне епископ Северного Ирака и СНГ. Почти десять лет назад в Москве построили храм. Сегодня ассирийцы ведут активную общественную работу, помогают христианам Ближнего Востока, ставших жертвами "Исламского государства".
Поклоняющиеся "Павлину"
Ужасы геноцида пережили и езиды. Согласно церковным источникам, за 12 веков этническую чистку в отношении них проводили 72 раза.
Эта этноконфессиональная курдская группа исповедует езидизм - вероучение, вобравшее в себя элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. На протяжении веков езиды старались жить автономно, оберегая свой мир. Возможно, именно их закрытость и необычное мировоззрение приводили к враждебному восприятию окружающими народами и преследованиям. Спасаясь от гонений в Ираке и Сирии они оказались в пределах России - на Кавказе.
В доме каждого езида есть изображения павлина. За него, собственно, езидов и не любят представители других религий. В образе этой птицы потомки вавилонян поклоняются одному из ангелов единого бога, сотворившего земную твердь, опустив квасцы в океан, – Малаку Тавусу.
Езидизм - одна из самых загадочных и малоизученных религий. Она представляет собой сложный сплав верований и мифологических представлений, носителями которых являются только езиды.
По легенде, Малак Тавус отказался поклониться первому человеку, за что оказался в аду. "Ангел-павлин" томился там 7000 лет и так горько плакал, что затопил преисподнюю слезами. Бог вернул бывшего грешника на небо, а ад закрыл. Средневековые богословы считали, что "ангел-павлин" — дьявол, и обвиняли езидов в сатанизме. Расхожее предубеждение в "Путешествии в Арзрум" опроверг писатель Александр Пушкин, в эпоху которого в России езиды и появились.
Защищая Армению
Самым катастрофичным событием для этноса стала "чистка" неугодных народов в Османской империи.
До Первой мировой войны там жили 6 миллионов езидов, а к 1922 году остался только один!
В годы Первой мировой войны они также воевали с османами на стороне России. Поддержали восстание армян, видя в русских союзников. Одним из бойцов сопротивления был Джангир-ага: со своей 700 сабельной конницей вместе с армянскими войсками он разбил турецкие отряды в битвах при Баш-Апаране и Сардарапате. Это отрезало дальнейшее наступление турок на российскую Армению.
С надеждой на будущее
В мире сегодня около двух миллионов езидов. Они живут в северном Ираке, где находится их святилище Лалеш, а также в Сирии, Иране, Турции, Европе, США и Канаде.
В России их общины есть в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области. Самая большая обосновалась в древнем русском городе Ярославле, где с 1996 действует Ярославская областная общественная организация "Езиды". В 2009 году Минюст России признал религию езидов на территории нашей страны официальной.
После геноцида, который в отношении езидов в 2014 году устроили террористы запрещенного в России так называемого "Исламского государства", езиды в разных странах начали создавать национальные организации - для защиты своих прав и интересов.
Первая такая организация - "Езидский конгресс" - появилась в 2016 году в России.
У нас также действует езидский телеканал Lalesh TV и новостной портал ezidinews.ru, освещающий события о езидах всего мира.
Езиды хорошо сохранили свою самобытность: язык, обряды, традиции и культуру. Это очень сплоченный, замкнутый и жизнерадостный народ.
Свидетели истории
"…В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее".
А.С. Пушкин. "Путешествие в Арзрум"
Тэги