"Навеки с Россией" - такова надпись на постаменте памятника царице Марии Темрюковне в Нальчике, поставленном в честь 400-летия вхождения Кабардинского княжества в Россию.
Одна из первых "понаехавших" в Москву и, конечно, с родственниками – да и может ли быть иначе у трепетно чтящих кровные узы выходцев с Кавказа?! А ещё дотошные чтецы летописей уверяют, что именно Кученей ввела моду на Рублёво-Успенское направление. Поскольку в окрестных Кунцеву и Крылатскому лесах необычная русская царица любила поохотиться вместе с мужем, в том же направлении царская семья ежегодно отправлялась на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигород. Ну, а слухами о её необычайной привлекательности до сих пор земля российская полнится. Так что, как ни крути, это вновь история про любовь, да с географией.
Две руки сильней, чем одна*
(*Кабардинская пословица)
Вторая супруга первого царя всея Руси Ивана Грозного смутила бояр и митрополитов не только яркой красотой, но и нестандартностью привычек. Например, молодая кабардинка – до крещения в 1561 году - княжна Кученей (Гошаней) - ловкая наездница поначалу во всех, даже самых дальних, поездках сопровождала царственного мужа верхом. Любила присутствовать на шумных публичных мероприятиях – будь то праздник или прилюдная казнь. А вот тихая жизнь за рукоделием в великокняжеских палатах была ей не по вкусу.
Но, похоже, мнение окружающих вельмож никогда особенно не интересовало Ивана IV Васильевича. Зато ему был важно укрепиться на только что обретенных территориях – в Астраханском и Казанском ханствах. И женившись на одной из дочерей правителя горских черкасов (или "черкесов" - некогда бытовавшее собирательное наименование восточных адыгов — кабардинцев, - прим. ред.) Темрюка Идарова, Грозный разом входил в родство со множеством кавказских и восточных правителей, включая турецкого султана Селима и в скором будущем ставшим ногайским ханом Тинехматом.
Более того, интерес этот был исключительно взаимным. Ведь несколькими годами ранее из Кабарды к московскому царскому двору были направлены послы с дарами, уверениями в вечной преданности и просьбой взять княжество в российское подданство.
Кабардинские князья к тому моменту устали самостоятельно воевать с турецким султанатом и крымским ханством и рассчитывали на заступничество сильного северного соседа. Так взаимные геополитические интересы абсолютно сошлись. И залогом единения стала молодая княжна.
Погода в Доме
Историки, правда, любят добавлять тут ноту относительности – мол, перед сватовством к Кученей Иоанн IV примерялся к невестам польским, да шведским, но не потянул заявленную европейцами цену союзов.
Как бы то ни было, выждав необходимый год траура после смерти первой своей жены Анастасии Романовой, Иван Васильевич ведёт под венец крещённую в православие в самом Успенском соборе Кученей - Марию.
К всеобщей печали совместных детей царственная пара так и не нажила. Сын Василий умер пятимесячным. Но судя по летописным отчётам при наличии молодой мачехи и двух сыновей Грозного от первого брака – царевичах Иване и Федоре – в семье сложились нормальные отношения. Например, Иоан IV при случае, извещая родных о победе над поляками при Полоцке просит сыновей "бить челом митрополиту Макарию, о том, чтобы он молил Иисуса Христа не только о даровании побед, о земском устроении, мире и тишине, но и "изобильстве во всем нам бы со царицею, а с вашею материю".
Страшная сила
Кажется, не осталось ни одного подлинного изображения горской красавицы. Зато степень её темпераментного влияния на и без того безудержного мужа выросла в легенды.
Именно острому уму и решительному нраву Марии Темрюковны приписывают идею опричнины. Хотя точно известно лишь то, что ее любимый брат Салтанкул, в крещении Михаил, в сопровождении которого княжна и приехала в своё время в Москву, стал одним из главных опричников. Устрашающая формула государственной и, прежде всего, собственно царской безопасности, очевидно, была выдумана самим Иваном Васильевичем для борьбы с врагами реальными и мнимыми. А что до возвышения Салтанкула – так царь, находясь в постоянном ожидании заговоров и мятежей, склонен был доверять исключительно родственникам - и жены, в том числе.
А ещё Марию Темрюковну называют прообразом пушкинской Шамаханской царицы из "Сказки о Золотом Петушке". Литературный персонаж и, правда, созвучен названию кавказских правителей – шамхалы. Только и этот факт тоже не имеет достоверного подтверждения.
Зато в истории России заметный след оставил род князей Черкасских. И это никто иные, как потомки родни, перебравшейся в Москву вслед за княжной - царской женой. Большой и Малый Черкасские переулки в Китай-городе – это места их столичного обитания. Дожила до наших дней и вотчинная церковь в усадьбе Черкасских — некогда в селе Осташкове, ставшем впоследствии Останкиным. По-пряничному лепной храм Троицы Живоначальной в Останкине признан памятником старорусского культового зодчества. Построен он был конце XVII века князем Михаилом Яковлевичем Черкасским.
Живые свидетельства истории великой княжны Марии Темрюковны находятся фактически на расстоянии одной прогулки по Москве. Пробыла она царицей всего-то восемь лет и шесть месяцев. Простыла в поездке на Север и, не добравшись уже до Москвы, скончалась в Александрове в возрасте 28 лет (1569 год).
С момента первого посольства кабардинцев в Москву - а это июль 1557 года, пройдет ещё почти три века, прежде чем завершится присоединение к России родных для горских черкесов земель. В 60-х годах XIX века Кабарда и Балкария станут частью Терской области Российской Империи.
Свидетели истории
"1711 г. марта 4
ГРАМОТА ПЕТРА I КАБАРДИНСКИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ И ВСЕМУ КАБАРДИНСКОМУ НАРОДУ О СОГЛАСИИ ПРИНЯТЬ КАБАРДИНСКИЙ НАРОД В ПОДДАНСТВО РОССИИ И ЗАЩИТИТЬ ИХ ОТ ВНЕШНИХ ВРАГОВ*
Божиею милостию от пресветлейшего и державнейшего великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича [к]
Татархану князю черкесскому, и братьем ево, и прочим владельцам, и всему народу тому, и кабардинских и горских черкес наше царского величества милостивое слово.
Доносил нам, великому государю, брат ваш князь Александр, которой в службе нашей обретается, что вы имеете желание под нашу, царского величества, высоко державною руку поддатись и тем себя и подданных ваших ис-под ига турского и хана крымского свободити. Тако ж и ныне писала к нему мать его, что крымцы вам неприятели, и частые брани между вами случаютца, и что конечно желаете быти у нас, в[еликого] и г[осударя], в подданстве. Также из ваших же стран писали к подданному нашему царю Арчилу Вахтангеевичу меретинскому, что они постановили служить нам, в[еликому] г[осударю], а с крым- цами також-де завоевались, и дабы нам ведомость о том дать.
И мы, в[еликий] г[осударь] наше ц[арское] в[еличество], то ваше желание приемлем милостиво и изволяем вас к себе в подданство и оборону приняти. Только желаем, дабы вы показали к нам ныне свою службу и верность против салтана турского и хана крымского, которые против нас войну всчали, наруша мир неправедно против данных многих обещаний. И ежели будете у нас в подданстве, то не токмо с вас никаких податей требовать не будем, но и погодное вам жалованье давать определим, как то получает от нас подданный наш Аюка-хан, как вы прежде сего бывали у предков наших в подданстве и получали у них жалованье. И укажем вам вспомогать ему, Аюке-хану, с калмыки и донским и яицким и гребенским казаком, о чем о всем ссылаемся пространнее на словесной приказ, от нас данной брату вашему, которому в том верьте.
Дан в Москве, лета 1711 марта в 4 день, государствования нашего 29 году."
*Цитируется по: Кабардино-русские отношения в XVI— XVIII вв. Т. 2. № 1. М., 1957. С. 3.
"Иоганн Бларамберг. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа.
Часть II
ПЛЕМЕНА ЧЕРКЕССКИЕ
<…> Черкесы в целом красивая нация; мужчины у них отличаются хорошей и стройной фигурой, и они делают все, чтобы сохранить ее гибкой. Они среднего роста, очень живые и редко бывают полными. Плечи и грудь у них широкие, но нижняя часть корпуса у них очень узкая. У них карие глаза и темные волосы, удлиненная голова, прямой и тонкий нос. У них выразительные и одухотворенные лица. Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией. У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький ротик. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты…"