Белая дорога в Белое царство эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 3.33
(Голосов: 9)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Белая дорога в Белое царство

Калмыки стали частью Русского государства более 400 лет назад. Это тот самый случай, когда ни одна сторона не может предъявить другой обвинений в насилии, крови и подчинении. Две общности – растущее изо всех сил Российское государство и ищущие нового пристанища ойратские племена - объединились на основе взаимной выгоды.  Воссоединение пошло всем на пользу и стало примером того, как много может дать народам взаимное уважение и соблюдение клятв в верности. 

Отделившиеся

Предками калмыков были ойраты – западные монголы-кочевники. Эти могущественные племена, воинственные и многочисленные, до XII в. жили в Прибайкалье и верховьях Енисея, затем перекочевали в Западную Монголию и на окраины Средней Азии. Почти всю свою историю ойраты воевали и славились как превосходные бойцы. Ойратская конница сражалась в рядах орды Чингисхана, а затем первой же и отделилась от него. Ойраты образовали знаменитую Джунгарию, простиравшуюся по территориям нескольких современных государств. Это ханство было достойным конкурентом великому Китаю. 

Однако в борьбе с врагом внешним ойраты потеряли внутреннее единство. В поисках лучшей доли часть племен ушла в новые земли – ближе к Сибири, тогда уже принадлежащей русскому царю.

Считается, что именно так появилось название "калмыки": от тюркского "калмак" - "отделившийся, отставший".

Мед для пяти племен

калмыки Племена ойратов были хорошо знакомы российскому государству. Впервые – уже под именем калмыков – они упоминаются еще в конце XVI века. В "Сибирской летописи" от 30 мая 1574 года сказано: "А когда станут в те крепости приходить к Якову и Григорию торговые люди бухарцы и калмыки и казанские орды и инных земель с какими товары, и у них торговати повольно беспошлинно".

 В первые годы XVII века калмыки начинают присылать посольства с просьбой принять их в русское подданство. В феврале 1608 года послы прибыли в Москву. Царь Василий Шуйский встретил их милостиво: позволил поцеловать себе руку, подал ковши с медом. Эту встречу историки и считают официальным оформлением добровольного вхождения калмыков в состав России. Ее подданными стали пять крупных ойратских племен – дербеты, торгоуты, хошеуты, хойты и чоросы.   

Два народа – русские и калмыки – сближались довольно быстро. Кочевники могли передвигаться все дальше по территории Руси, а их верноподданичество все чаще фиксируется в официальных документах.  

 "...А ты, Богатырь-тайша, со всею Колматцкою ордою нашему царскому величеству хочешь служить " на непослушников наших, куда вам наше царское повеление будет, с своими ратными людьми, хочешь ходить. И мы, великий государь, наше царское величество, тебя, тайша Богатыря, в том похваляем... хотим тебя и всю Колматцкую орду держать в нашем царском жалованье... быть в любви и в дружбе, бед вам и задоров никаких чинить не велели".

Специальная жалованная грамота царя Михаила Романова калмыцкому тайши Далаю-Богатырю от 14 апреля 1618 г.  

По Волге и Дону

Однако бумаг и уверений было мало.

Почти полвека понадобилось для того, чтобы калмыцкий народ по-настоящему стал частью России.

Для этого было необходимо, чтобы Белый царь (Цаган-хан, как его называли калмыки) и калмыцкие тайши (ханы) не только договорились о, выражаясь современным языком, взаимовыгодном сотрудничестве, но и калмыкисделали реальные шаги навстречу. Новым подданным были нужны земли для кочевания и пастбищ, государству – умелые и опытные ойратские воины. Окончательно вопрос разрешился в 1650х годах. В 1655 году калмыкам разрешили кочевать по берегам Волги. В свою очередь, те обязались принять участие в войнах против Крыма и Речи Посполитой. Со временем калмыки получили право доходить до придонских степей. Чтобы заслужить такие привилегии, калмыцким тайши пришлось пойти на беспрецедентный для ойратской истории шаг – предоставить царской стороне аманатов (заложников из высокопоставленной знати). Несколько лет, пока велись переговоры, калмыки отказывались, утверждая: "Как де свет стал, и калмыки де никому аманатов не давывали, да и впредь того не будет, о том де и говорить полно". Однако в 1657 году аманаты были переданы русским без аналогичных требований со своей стороны. Тем самым, считают историки, калмыки не только окончательно оформили свое добровольное подданство, но и безусловно признали верховенство Белого царя. Дальнейшими шертями (клятвами) это положение укреплялось и подтверждалось. 

"Се яз Дайчин тайша. Урлюк тайши (сын Дайчин тайши, сын Хо Орлек тайшия), да яз Мончак тайши Дайчина тайшина сын (Пунцук тайши сын Дайчин тайшия), учиня верный договор, даем шерть (клятву) великому государю... шертовали за нас, по нашему велению и за детей... и за всех наших улусных людей ближние наши люди заргучи Тархан да Дазан Кашка по нашей калмыцкой вере поклонялись и целовали борхана в нынешнем 7169 (1661) году июня 8 дня в шатре пред дьяком Иваном Гороховым на том, что по указу великого государя учинили мы договор: 1. Идти войною ратным нашим калмыцким людям нынешнего 7169 (1661) года с 11 июня на крымские улусы и с крымским ханом в миру и соединении не быть, а великого государя с людьми быть в вечном миру и соединении и вспоможения им везде чинить неоплошно. 2. А что за помощиею божиею поиск какой учиним над крымскими людьми и над их улусы, нам, тайшам, и всем калмыцким людям взятых языков присылать к великому государю к Москве, а полон крымских улусов и отгонные лошади и всякую добычу назад на выкуп ничего не отдавать, а продавать ту добычу всяких чинов русским людям в городах великого государя. 3. Русских полоненников, которых добудем в крымских улусах, объявлять и отдавать в Астрахань или в другие ближайшие города. 4. А великого государя жалованье нам за нашу службу, что будет и 5. Великого государя люди лиха нам чинити не станут и в том по договору с дьяком Иваном Гороховым верился нам Казбулат мурза Черкасский... Прежнюю шерть свою 7164 и 7165 (1657 и 1658) годов мы подкрепили по сей записи и утверждению... в случае нарушения сей записи призывали на себя гнев божий, огненный меч и проклятия в сем веце и в будущем". 

Шертная запись 8 июня 1769 (1661) года

Клятвам верные

калмыки

Приняв в свой состав калмыков, Русь получила не только умелых воинов, но и народ с развитой культурой. Они обладали собственной письменностью, литературой, особым феодальным строем и даже архитектурой. Пройдя неблизкий путь от Сибири до Волги, кочевники впитали лучшее от народов этих территорий. У кого-то ониучились земледелию, у кого-то – ремеслам.  К русским калмыки пришли уже будучи буддистами находившимися под большим влиянием Далай-ламы. Этот факт обогатил культуру Руси. Кроме того, калмыки заселили и защищали юго-восточные территории, еще мало освоенные, но очень важные для государства. И делали это очень умело!

Немаловажным для Белого царя оказалась и калмыцкая верность принесенным клятвам. Известно, что крымский хан не раз пытался склонить калмыков, которые являлись мощной военной силой, на свою сторону. Но, видимо, сказались и осознание преимуществ российского подданства, и воинская честь: калмыки не нарушили подписанные ранее шерти. Летом 1664 года русский царь официально признал Калмыцкое ханство и наделил его правителя Мончака символами государственной власти. Со своей стороны, калмыки уже со второй половины XVII века принимали участие практически во всех войнах русского государства. Отметились они и в русско-турецких кампаниях, и в Полтавской битве, и в Отечественной войне 1812 года.

калмыки

Цена  стоянки

Впрочем, как и в любой семье, в русско-калмыцких отношениях бывали трудные времена. С начала XVIII века давление государства на жителей южных степей усиливается. Их начинают "завлекать" в православие и крестить, разъединять и расселять, продавать как крепостных.

Такая политика, от которой страдали простые люди всех национальностей, была обычной для того времени. Но свободолюбивый кочевой народ воспринял эти тяготы особенно болезненно.

калмыкиВсе чаще вспоминалась им далекая Родина – Джунгария. В январе 1771 года два племени – торгоуты и хошеуты – во главе с Убуши-ханом покинули российские степи и пошли в сторону Джунгарии. В истории этот побег получил название Пыльного похода. И неспроста: дорога к старому дому не стала счастливой, или как говорят калмыки, белой. Большинство бежавших погибли в пути или попали в плен и рабство. Пыльный поход стал по большому счету концом двух крупных ойратских племен. Оправдала себя калмыцкая поговорка: "Цену прежней стоянки узнают, когда откочуют".

Пыль, поднятая ушедшими в Джунгарию братьями, осела и на российских ойратах. После побега почти половины калмыков их ханство было упразднено. Да, периодически новые российские императоры то восстанавливали, то вновь ликвидировали его. Однако о прежнем статусе не могло быть и речи.

  Современные историки и этнографы солидарны: именно вхождение в состав сильного Российского государства помогло ойратским племенам образовать единую калмыцкую народность. С народами многонациональной России их сплотила и кровь, пролитая в многочисленных сражениях за новую Родину. Безусловно, дорога в Россию стала для ойратов-калмыков по-настоящему белой –  счастливой. 

 Из шерти 1657 года:

Даем шерть великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу Всеа

Великия, и Малыя, и Белыя России, самодержцу и обладателю, и ево государеву сыну, государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу Всеа Ве-

ликия и Малыя, и Белыя России, и иным ево государским детям, которых впредь ему

калмыкигосударю Бог даст, мы, калмыцкие тайши, я, Мончак тайша, за себя и за отца свое-

го, Дайчина тайшу Урлюкова, да я Манжик тайша, Даян-Эрки тайши сын, за себя и за

деда своего родного, Дайчина тайшу, и за дядей, и за братью свою, и за детей, и за

племянников, и за всех улусных наших калмыцких людей шертуем по своей калмыцкой

вере, даем шерть, поклоняяся Богом своим, и целуем Бога своего Бурхана, и молит-

венную книгу бичик, и чотки на том, что Дайчину тайше и нам, Мончаку и Манжи-

ку тайшам, з братею своею и з детьми, и племянники, и улусным нашим калмыцким

людем быти у великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича Всея Ве-

ликия и Малыя, и Белыя России самодержца в вечном подданстве и в послушанье. И

добра ему, великому государю, и его государевым людем хотети в правду безо всякие

шатости и хитрости. И с его государевыми непослушниками и с изменники ни с кем

ни о чем не ссылатися и за них не стоять. И государевых русских людей, и вечных хо-

лопей нагайских, и едисанских, и юртовских татар в улусех, и на проездех, и на промыслех нигде не побивать и в полон не имать, и не грабить, и от прежних от всех неправд отстать.

Тэги
Поделитесь статьей