В начале бронзового века возникла южносибирская культура скотоводов, которую принято называть "окуневской". На память о ней до наших дней дошли загадочные каменные идолы и плиты с изображенными на них фантастическими животными, сакральными знаками и символами. В рамках этноэкспедиции Росмолодежи по Сибири выпускнице Школы межэтнической журналистики в Волгограде Юлии Махфоз удалось побывать в Хакасском национальном краеведческом музее и прикоснуться к тайнам одной из древнейших цивилизаций нашей планеты.
Эти каменные изваяния историки относят к концу III – нач. II тыс. до н.э. "Окуневцы" не только наносили изображение на камень, но и старались придать ему объем, а чтобы облегчить себе труд находили каменные глыбы удлиненной формы. Материалом в основном служил распространенный в Хакасии песчаник, а также более твердый гранит. Чаще всего после обработки камня изваяние приобретало столбообразную форму и достигало трех-четырех метров. В центре высекалась личина и силуэты мифических или реально существующих животных.
Присутствовали на каменных изваяниях и сакральные символы. Например, часть ученых считают, что солярный знак – это не только символ солнца, но и некая карта с указанием гор по сторонам света. А другие видят в нем собирательный образ Вселенной.
Личины делились на простые и сложные. Простые изображались в центре изваяния: глаза в виде точек и поперечная линия, заменяющая одновременно нос и рот. Порой присутствовали линии-лучи, раскинутые в стороны. Но излюбленным сюжетом древних творцов были сложные многоуровневые личины, построенные на сочетании изображений человека, животных и растений. Нижняя часть такого "образа" символизировала рот, средняя – нос, а вот верхняя – нечто далекое от реалистичного: помимо двух глаз присутствовал третий, отделенный изогнутыми линиями, рога, звериные уши и полосы-отростки непонятного назначения.
- Археолог, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Романович Кызласов, имя которого носит наш музей, считает, что такая личина – символ Мировой горы, модель Вселенной, разделенной на три части. В традиционных культурах принято подобное разделение миров, – делится гипотезой экскурсовод Кунари Тюндешева.
Древние полагали, что в верхнем мире живут светлые божества – творцы. В срединном мире – человек, животные и растения, однако духи здесь тоже могут обитать. В нижнем мире находятся темные существа, подземные обитатели.
Некоторым хакасским изваяниям дали национальные названия. Например, "Хыз кёзе", что означает "девушка-менгир", "Киме Тас" - "камень-лодка". Правда, в древности, идолы скорее всего носили совсем другие имена. Какие? Возможно когда-нибудь и эта тайна будет раскрыта.
Фото автора.
Тэги