Хакасы – один из древнейших народов России. Первые поселения предков хакасов в долинах рек Енисей и Абакан появились еще до нашей эры. И уже тогда цивилизационный уровень жителей этих мест был довольно высок: в раскопках древних курганов найдены предметы из золота и бронзы, многие из которых можно назвать настоящими памятниками древнего искусства.
Сибирские кентавры
Хакасы – тюркоязычный народ. Этнографы выделяют четыре его субъэтнические группы: качинцы (хааш, хаас), койбалы (хойбал), сагайцы (сагай) и кызыльцы (хызыл). Правда, в численном соотношении ни о каком паритете между субэтносами речи не идет: преобладают качинцы, вобравшие в себя почти все другие группы. Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. В нем четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Примерно четверть хакасов родным языком считают русский.
Первые упоминания в русских летописях о "енисейских кыргызах", именно так тогда именовали хакасов, датируются 16-17 веками – временем, когда территория Сибири все активнее изучалась и обживалась представителями российского государства.
Назвать енисейских кыргызов мирным народом довольно сложно. Первые опыты общения представителей этого этноса с русскими происходили чрез конфликты: "кыргызы" совершали опустошительные набеги на русские поселения и остроги, расположенные в соседних областях. Правда, довольно быстро те, кого в последствии назовут хакасами поняли: враждовать с русскими невыгодно, так как разорение острогов "иноземцев" привело к незащищенности самих енисейских кыргызов от монгольскими ханами и джунгарскими правителями. Территорией Российской империи земли , населенные хакасами стали в 1707 году, когда по указу Петра I был построен Абаканский острог.
Кстати, "хакасами" признают себя далеко не все хакасы! Дело в том, что этот термин был принят в обиход и официальную этнографию лишь в первые годы советской власти, причем, позаимствован из китайских источников: хакасами когда-то называли все средневековое население долины Среднего Енисея. Сами представителя народа называют себя тадарами.
Все в тех же китайских источниках хакасы описываются как "голубоглазые светловолосые люди, сросшиеся со своими конями".
Огонь, вода и древние верования
Издревле исповедовавшие шаманизм, в XIX веке хакасы были крещены в православие. Но отголоски старых верований сохранились по сей день: и сейчас в сложных жизненных ситуациях к шаманам хакасы обращаются чаще, чем к христианским священникам.
Основные "занятия" хакасских шаманов (камов) – лечение и проведение общих молений. Молились в древности на родовых местах, которых на данный момент в Хакасии насчитывается около двух сотен. Узнать их можно по "особым приметам": каменным стелам, алтарям, насыпям. Главная национальная святыня - Борус - пятиглавая вершина в Западных Саянах.
С особым почтением хакасы относятся к природным стихиям и горам. Один из главных духов – Суг-ээзи – Хозяин (или Хозяйка) воды. Считается, что к людям он или она чаще всего является в человеческом обличии, предпочитая образ голубоглазой блондинки. Переходя или переплывая реку, хакасы обязательно воздавали почести Суг-ээзи. Ведь непочтительных дух вполне мог утопить, а душу забрать себе.
Чтобы задобрить Хозяина, ему устраивали Суг тайы – общие жертвоприношения. "Самый сезон" для этого действа – весна, когда реки могут выходить из берегов и создавать жителям немало проблем.
Жертвоприношение (божество предпочитает ягнятину, но принимает и быков) проводится на берегу реки, перед березою. Во время обряда духа просят о хорошем броде.
Еще одному духу – огня – также приносят в жертву ягненка. Правда, закалывают его другим способом и выбирают исключительно белых животных.
Скотоводы и собиратели
Скотоводство – традиционное занятие хакасов. Любимые виды животных этого народа – овцы, лошади, крупный рогатый скот. Отсюда принятое обозначение – "трёхстадный народ".
Испокон веков тадары вели полукочевой образ жизни: в течение календарного года перемещались между несколькими поселками – аалами. В состав аала как правило входило 10-15 юрт (иб). Довольно часто их хозяева приходились друг другу близкими и дальними родственниками. Существовали летние, осенние, зимние и весенние поселения. Но со временем рациональные хакасы стали кочевать реже: с зимника на летник и обратно.
Когда-то юрты были каркасными, круглыми и мобильными. Летом их покрывали берестой, а зимой – войлоком. К середине XIX века архитектурные предпочтения хакасов изменились: в подражание русским на зимниках появились многоугольные юрты-срубы. Чем богаче хакас – тем больше углов в его жилища: если простые кочевники предпочитали шести- и восьмиугольные юрты, то зажиточные и родовитые – двенадцати- и четырнадцатиугольные.
Вход в юрту всегда был направлен на восток. В центре жилища - каменный очаг с треножником для казана.
Помимо скотоводства, тадары занимались собирательством: местная тайга богата грибами, ягодами и лекарственными растениями. Тесное взаимодействие с русскими побудило хакасов взяться и за земледелие. Уже к середине восемнадцатого столетия местные жители активно выращивали свойственные европейской части России сельскохозяйственные культуры: рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, морковь, капусту, репу, чеснок и огурцы.
Впрочем, не только способность перенимать все лучшее у соседей отличает хакасов, но и огромное трудолюбие. На сей счет у тадаров есть много пословиц и поговорок:
- У выросшего скот – сыт желудок, у вырастившего детей – сыта душа.
- Человек, который лжет, воровать может.
- Лентяй сидя спит, лежа работает.
- Если есть голова на плечах, отдельно от народа не шагай.
Тэги