Сила Сибири эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Сила Сибири

Герой известного фильма Сергея Бодрова спрашивает: "В чем сила, брат?". После экспедиции "Теплая Сибирь", организованной Росмолодежью, уверена, что сила Сибири не только в ее полезных ископаемых, природных памятниках и промышленности. Главный козырь – почитание традиций местными жителями. Именно древние верования и соблюдение обычаев продолжают быть национальными скрепами даже в современном обществе.

Хакасский "Крик"

Леонид Горбатов – основатель музея Хуртуях Тас в Аскизском районе республики Хакасии. Здесь находится одно из самых почитаемых местными жителями изваяний – Каменная матерь или Каменная старуха (Хуртуях Тас). Хакасы считают, что именно она стала прообразом картины "Крик" Э. Мунка. Если приглядеться, лицо Матери действительно застыло в кричащей гримасе. По легенде, ей пришлось превратить своих 199 детей в бусины, чтобы спасти их от злых духов. Но бусы порвались, а бусины укатились в самые разные места планеты, где сейчас и живут хакасы. Закричала от горя Мать и закаменела в отчаянии. Считается, что именно она дарует семьям детей. И, видимо, придания работают: рядом с камнем специальные полочки завалены игрушками и едой.  

- Нужно пройти по Солнцу трижды вокруг Матери, затем шепнуть свое желание и оставить что-нибудь в дар, - рассказывает Леонид. – Не важно, что: тут есть и монетки, и печенье, и пепел, главное, чтобы от всего сердца.

- Вы сами верите в это?

- Конечно. Она многим помогла.

 

сила сибири

 

Каменная Матерь – не единственное целебное изваяние на территории Хакасии. Республика известна местами силы, геопатогенными зонами и шаманами. До сих пор эти люди почитаются коренными сибирскими народами.

Леонид – не просто директор музея. Прежде всего, он потомственный шаман, унаследовал этот дар от бабушки. К ней обращалось множество людей за помощью: кому ребенка даровать, кому здоровье подправить. Даже будучи сосланной за знахарство она тайком проводила ритуалы. А к Лене дар пришел в школьном возрасте. Сначала это  обернулось муками, блужданиями, страхами. Его стали запирать, ведь казалось, что мальчик бредит. Но после посвящения он обрел себя и к 17 годам стал известным шаманом.

Сегодня основной инструмент шамана совсем не бубен, а телефон. Ему постоянно звонят, приглашают побыть экспертом на мероприятиях, просят помочь выздороветь. Кроме того, дома ждет помощи и внимания семья. Но бубен тоже есть. Он делается из кожи тотемного животного рода. У Горбатовых – это лошадь.

- Если мы правильно обращаемся к духам, богам, божкам, то они даруют нам силы и подсказывают, как правильно жить, - говорит Леонид. - Шаманство – это тот колодец, из которого мы черпаем знания. И покой этого колодца никак нельзя нарушать.

Жители республики трепетно относятся к природе. Местные климатические условия заставляют любого человека поверить в силу духов воды, гор, лесов и огня.

- Без веры в силы природы, без их почитания не получится ни урожай собрать, ни скот прокормить, а так и с голоду умереть можно, - пугают хакасы. Да и не только они. Сохранение культа природы – отличительная черта жизни коренных сибирских народов.

Все важное в новолуние

сила сибириГульжана Асканакова учится в медицинском колледже в Горно-Алтайске. Жизнь в общежитии ей нравится, но дома – лучше, признается девушка. Дом – это деревянные модернизированные юрты в селе Улаган, большая семья, свежий воздух и чарующая природа Республики Алтай.

Гульжана знает алтайский язык и соблюдает национальные обряды:

- В новолуние мужчины ходят собирать можжевельник. Для нас это святое растение. Веточки можжевельника поджигают и выгоняют из юрт злых духов. А мы, девушки, в новолуние ходим на родник, очищаемся водой. Еще украшения свои в воду опускаем, чтобы наверняка. Кстати, все наши праздники устраиваются в новолуние.

Несмотря на то, что по последней переписи теленгитов отмечено всего около 4 тысяч человек, этот народ тоже активно старается сохранить свое наследие. Руководитель молодежной организации коренных малочисленных народов Республики Алтай Денис Чоков на встрече с участниками экспедиции отметил активность местной молодежи. Ребята охотно посещают форумы "Российский Север", "Золото Тюрков", "Алтай. Точки роста" и "Таврида" и различные стажировки, включая международные в ООН.

- Знаете, чем мы отличаемся? Алтайская земля – это родина тюрков. Здесь живет 91 народ. А наша отличительная черта – чувство собратства, - считает Денис. – Благодаря взаимной поддержке в нашей республике все мирно и дружно живут.

Звезды Горной Шории

В Кемеровской области проживают представители еще большего количества национальностей – 137 (по данным на 2010 год). Шорцы составляют всего лишь небольшую долю в общем проценте. Небольшую, но важную.

сила сибириШорский народный ансамбль "Чылтыс" (звезда) – созвездие талантливых людей Таштагольского района Кемеровской области. Появление этого ансамбля стало началом возрождения не только самобытной культуры, но и национального самосознания шорского  народа. Более 10 лет руководит коллективом Раиса Петровна Торчакова.

- В ансамбле я пою 32 года! И внуки, и правнуки уже туда ходят, - рассказывает Раиса. – Где мы только не выступали: и по России, и в Киргизии были, и в Турции, и в Монголии, всю Румынию объездили. И везде первые места занимаем. Если со вторым или третьим местом приедем, нас "повесят", – смеется певица.

Выступать начинали с нескольких народных песен, а сегодня в репертуаре коллектива около полусотни произведений. В концертной программе они используют и стихи шорских писателей: Степана Торбокова, Тайаны Тудегешевой, Любови Арбачаковой, Николая Бельчегешева.

По словам Раисы Петровны, местная молодежь стремится попасть в ансамбль, с интересом относится к шорской культуре, изучает свой язык, а в педагогическом колледже даже получают на нем образование.

- Никаких проблем с сохранением культурного наследия пока не вижу: язык знаем, обряды соблюдаем, культуру помним, - считает Раиса Торчакова. – Шаманы нам предсказывали, что шорцев ждет духовное возрождение. Думаю, сейчас как раз наступил переломный момент.

Чтобы духовное возрождение точно состоялось, общими средствами шорцы начали возводить и первый Тенгрианский храм в Кемеровской области.

Тенгрианство – вера, основанная на почитании стихийных сил и объектов природы. Она регулирует взаимоотношения человека и природы. Инициатором строительства храма и непосредственным исполнителем идеи стал шаман Александр Тудегешев. Ему приснился вещий сон, в котором он  увидел место для храма: родник, строение и горящие свечи. Необычная архитектура  здания – это тоже воплощение вещего сна.

— Приснилось, что вот здесь стоит храм, а я читаю молитвы на шорском языке, - показывает Александр. - Молюсь за наш народ и за всех, кто здесь живет. Я изучал разные верования и пришел к выводу, что религий много, а Бог – один. Наш народ по-своему понимал Бога и прославлял его. Я тоже хочу это делать в храме. Я не святой, а грешник. Но я  хочу искупить свои грехи и помочь другим, чтобы они их не совершали.  Этот храм не только для шорцев, он для всех, кто захочет его посетить. Все, что я сейчас делаю – это  для мира, для Бога, для Вселенной. 

сила сибири

сила сибири- Мы православные, но и шаманские обряды не забываем проводить, - добавляет Раиса Петровна. – Например, нужно "кормить" священный огонь. Мы ему подкидываем мясо, печенье, другую пищу. Когда к нам приезжают гости, обязательно проводим этот обряд, а также угощаем талганом (перемолотые ячмень или пшеница) с родниковой водой, которую тут же набираем.

В храм стали приезжать не только местные. В гостях у шорцев уже побывали несколько американцев и французов. Но строительство еще не закончилось. Чтобы продолжить – нужны деньги.

- Мы рады совершенно любым пожертвованиям, – говорит Александр. – Как только поднакопим, достроим. Но и сейчас сюда можно и нужно приезжать и молиться.

Уже после завершения поездки мы, молодые люди из Центральной России, попытались сформулировать для себя, чем же отличаются коренные сибиряки от жителей средней полосы? Для нас Сибирь – что-то совершенно далекое, вечно холодное, суровое. Но это – стереотипы. Лето там, между прочим, намного жарче. А люди, будь они теленгиты, шорцы, хакасы или представители другой национальности, отличаются душевной теплотой, открытостью, а главное – любовью к своей культуре, традициям и обычаям. 

Фото - из архивов героев, Марии Вахрушевой, Татьяны Жуковой и Тимофея Пасечника. 

Тэги
Поделитесь статьей