Мать четырехлетней Сагланы Салчак из Тувы, прошедшей несколько километров по зимней тайге за помощью бабушке, могут посадить в тюрьму и лишить родительских прав.
Генпрокуратура не выявила нарушений в уголовном деле о ненадлежащем уходе за ребенком, возбужденном против 31-летней жительницы Тувы Элеоноры Салчак, сообщил RT 27 июня. Ее адвокат Лейла Монгуш считает, что следствие идет с нарушениями, а сами следователи просят лишить защитника статуса адвоката, так как уверены, что она препятствует следствию.
История произошла в марте 2017 года. Четырехлетняя Саглана Салчак из Тувы жила на заимке с бабушкой и дедушкой, а ее мать была вынуждена уехать из родного поселка на заработки. Когда бабушке стало плохо, дедушка Сагланы, который из-за слепоты не знал, что на часах 6 утра и на улице темно, послал девочку за помощью в ближайший поселок. Она три часа шла при 24-градусном морозе по грудь в снегу через лес до ближайшего поселка.
Однако позже сосед семьи Салчак Аян Найдан рассказывал, что история приукрашена. По его словам, шла она не по темноте и меньше двух часов, и сугробов тоже не было. Он рассказал, что дедушка вручил девочке конфеты и печенье, прежде чем отправить в соседний поселок. "Между нашими стоянками где-то четыре километра. Дорога вдоль речки накатана: ходим же друг к другу, сено возим санями и даже УАЗом, который тогда завёлся сразу — большого мороза не было", — подчеркнул Аян Найдан.
Следователи обратили внимание на то, что в момент смерти бабушки рядом с девочкой не было мамы. В марте они возбудили уголовное дело против женщины по ст. 125 (Оставление в опасности) и ст.156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). По первой статье Элеоноре грозит год лишения свободы, по второй – до трех лет. Ее лишат родительских прав, если признают виновной.
В СК по Туве заявили, что ребенок проживал в непригодных для жизни условиях, а Элеонора по месту жительства характеризуется с отрицательной точки зрения: злоупотребляет спиртным, не занимается дочерью, уже привлекалась к административной ответственности.
Председатель Хурала представителей Тере-Хольского кожууна Чечена Дудуп подтвердила, что Элеонора несколько раз попадала в полицейский участок, но по молодости. "Алкоголичкой я бы её не назвала. Нормальная мать. И к детям очень хорошо относится. Я не понимаю, почему её так упорно хотят лишить родительских прав. Сейчас они все вместе в тайге на промысле. У нас рыболовный сезон начался", – рассказала она.
То, что Элеонора не следила за дочерью, – преувеличение, уверена детский омбудсмен Тувы Ольга Россова. По ее словам, они с Сагланой очень близки. Губернатор Тувы Шолбан Кара-оол также возмущен позицией следствия.
"За что маму девочки пытаются лишить родительских прав? За то, что родилась и живёт в тайге, на самом краю России, где по-другому растить детей невозможно? Наши земляки сохраняют эти края обжитыми для страны. Конечно, закон нужно блюсти. Но при этом надо же помнить, что он создавался для простых людей, чтоб им жилось лучше", – заключил он.