Нетрадиционные традиции

Нетрадиционные традиции

О гибкой гендерной системе в российском обществе

 
 
 
 
17 мая 2017

Международный день борьбы с гомофобией отмечается 17 мая. Именно в этот день 27 лет назад гомосексуализм был исключен из Международной классификации болезней. В последнее время россиян из разных регионов особенно часто обвиняют в предвзятом отношении к представителям сексуальных меньшинств. Достаточно вспомнить историю "взаимоотношений" Чеченской Республики и "Новой газеты". В традиционном обществе часто осуждают любые отклонения от принятого гендерного поведения. При этом, борцы за стандартное распределение ролей любят ссылаться на "традиции" и "обычаи", как источник нравственного воспитания.

Принято утверждать, что гей-культура пришла в Россию с Запада. Но изучение многочисленных исследований антропологов прошлого и даже позапрошлого веков способны сильно пошатнуть мнение, что мужчины и женщины "от природы" созданы для своих особых ролей. Оказывается, что в некоторых традиционных обществах, в том числе и в России, издавна существовала довольно гибкая гендерная система.

Бесполые шаманы

Чукчи с северо-востока Сибири признавали четыре гендера: гендерных мужчин, которые являются мужчинами с точки зрения пола; гендерных женщин, которые являются женщинами с точки зрения пола; гендерных женщин, которые являются мужчинами с точки зрения пола; гендерных мужчин, которые являются женщинами с точки зрения пола.

"Мужчина, который изменил своему полу, называется "нежный мужчина" или "сходный с женщиной", не’учика, а женщина, которая изменила своему полу, называется ка’чикичека", - писал российский этнограф конца XIX - начала ХХ века Владимир Богораз.

гендерные стереотипы в традиционном обществеМногие исследователи и путешественники в своих работах сообщали о шаманах "превращенного пола", населяющих местность северо-восточной части Сибири. Магические практики по смене пола были частью шаманских чукотских традиций и совершались молодыми колдунами "по приказу духа". Человек, к которому был обращен призыв духа, постепенно менял прическу на женскую, начинал носить женскую одежду, выполнять все женские работы, его манера говорить тоже становилась женственной. Он перенимал женские стереотипные манеры и черты характера, иногда даже подчеркивал их: сплетничал, возился с детьми, терял воинствующий дух и даже находил мужа.

Однако имя шаман не менял, оно оставалось мужским. Подобные обряды существовали у коряков, ительменов, эскимосов, алеутов.

"Превращение пола" отнюдь не было массовой тенденцией, но в то же время никого и не шокировало. Этнограф Богораз среди трех тысяч приколымских чукчей нашел лишь пятерых мужчин, поменявших пол. Случаев превращения, когда женщина стала мужчиной, ученый упомянул всего два.

Статус "превращенного" мужчины отличался от привычного положения женщины, которое прекрасно описывалось чукотской пословицей "Если ты женщина, молчи!". Он имел право высказывать свое мнение, а окружающие должны были без возражений выполнять его требования.

"Мягкий" мужчина, как называли превращенных шаманов, не становился женщиной в полном смысле. Он, скорее, находился в некоем пороговом, переходном состоянии.

Смена гендера была не уподоблением противоположному полу, а стремлением именно к двуполости, как состоянию высшего совершенства.

 

Сменивших пол очень боялись и считали самыми сильными знахарями. Если над ними и посмеивались, то шепотом. Этнограф Богораз в своей работе приводит отрывок из чукотской сказки: "Наблюдая за ним, жена его брата сказала с явной насмешкой: Кажется, этот, в женских штанах, не принесет много пользы. "Превращенный человек" обиделся и ушел в земли коряков, многих из которых сумел победить, забрав их стада оленей. После этого он вернулся в родное стойбище и сказал своим родственникам: Теперь вы видите, что мог добыть для вас одетый в женские штаны".

"Чукчи уважают, а точнее боятся эрккаляольтэ (мужчин в женской одежде, исполняющих в большинстве своем конкретно женские обязанности) потому как считают, что они способны принести человеку смертельную болезнь, лишить его промысла и причинить массу неприятностей", – подтверждает в своей работе русский этнограф Николай Гондатти.

Как пишет российский этнограф Лев Штернберг, "превращение" в другой пол происходило и с теми, кто не являлся шаманами. Например, оно могло быть платой за исцеление и встречалось среди нивхов Аляски и реки Амур. Ученый приводит случай, когда мужчине, имеющему жену и семью, духами было приказано жить как женщина в обмен на выздоровление.

"Полумужички" и "мужеложники"

Гомосексуальность существует ровно столько, сколько и человечество. Так называемый "третий пол" встречался и у славян. Гендер ребенка старались "закрепить" еще до рождения. Считалось, если будущая мать ведет себя во время беременности "неправильно", то у нее может родиться мужеподобная девочка или женоподобный мальчик. А такое иногда действительно случалось.

гендерные стереотипыЭтнографы приводят два термина, которые использовались для обозначения гермофродитов и женщин с лесбийскими наклонностями: полумужичка и двустнастная. Первое чаще использовалось на Алтае. В европейской части России говорили "двуснастная" и "двусбруйная". В эту категорию часто попадали дамы с любыми отклонениями от традиционной модели женственности: курившие табак, с грубым голосом, размашистым шагом.

Людей неопределенной половой принадлежности называли двойными созвучными именами: Маня-Ваня, Нюра-Миша. Иногда женские имена трансформировались в мужские и наоборот: Клавдия Кузьмовна - Клавдиян Кузмич, Елена Голышева - Елен Голышев, отмечает в своей работе Елена Коляскина из Алтайской государственной академии образования.

Полумужички могли носить мужскую одежду и вступать в брак с женщинами. Встречаются свидетельства, что жено-мужчины могли одновременно сожительствовать с партнерами обоих полов. При этом женщины нетрадиционной ориентации, как сейчас их принято называть, не вызывали осуждения в обществе. Считалось, что в их особенностях виновата природа, пишут авторы книги "Мужское и женское в русской традиционной культуре".

Одним из условий принятия такого человека обществом считалась отсутствие сексуального насилия.

Если же гомосексуальность демонстрировалась открыто и тем более разрушала гетеросексуальную семью, то общество высказывало порицание.

Иногда "полумужичками" становились замужние женщины. По мнению очевидцев, таким образом заложенная природой человеческая натура одерживала верх над общественными правилами. "Она троих родила, а сама была голимый мужик. И вот понравилась ей одна комбайнерша с Киприна. Она пока жила с мужем, перебарывала", - приводят исследователи слова жителя одного из алтайских сел.

Примечательно, что информация об однополых женских парах встречается гораздо чаще, чем о мужских. Исследователь середины ХIХ в. Костров отметил их немногочисленность и скрытность. Автор писал, что слово "мужеложник" считалось жестоким оскорблением в крестьянском обществе. В ряде областей Русского Севера употреблялся термин "распетушье".

Вообще первые карательные меры против мужеложников были введены в 1706 году Петром I, и касались они только военнослужащих.

До Петра нетрадиционная ориентация мужчин беспокоила церковь, но не государство.

 

Материалы по теме:
2426