Проект концепции закона об основах госнацполитики обсудили 16 мая в Казани на межрегиональной конференции "Роль и место национально-культурной автономии в гармонизации межэтнических отношений в регионах России".
Согласно проекту концепции законопроекта, цель госнацполитики РФ – сохранение российского общества как гражданской нации во всем многообразии ее культур и языков, создание условий для дальнейшего развития всех национальностей и этнических общностей страны. В документе отмечается, что присутствовавшее в прошлой практике представление о нациях и народах сугубо в этническом смысле вызывает кризис государств со сложным этноконфессиональным составом населения, что проявилось и при распаде СССР. Современные нации предлагается понимать как суверенные гражданские общества под одной государственной властью.
Закон ориентирует органы власти "на достижение двуединой цели – сохранение и упрочение гражданского единства, этнокультурного и языкового многообразия, основ российского федерализма", говорится в документе. Для этого предусматриваются меры по предупреждению религиозных, языковых, расовых и миграционных проблем, конфликтов в сфере межнациональных отношений, а также по борьбе с ксенофобией и экстремизмом.
В проекте концепции законопроекта закреплен основной понятий аппарат. В частности, "российская нация" определяется как сообщество граждан РФ различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою историческую и гражданскую общность, политико-правовую связь с российским государством и российской культурой. Под "этнической общностью" ("народом") понимается исторически возникшая на основе общих территорий, языка и культуры устойчивая общность людей, обладающая этническим самосознанием; под "национальностью" – осознанная человеком на основе самоопределения принадлежность к тому или иному народу.
Также в проекте концепции говорится о сфере применения федерального закона, целях и принципах госнацполитики, о сохранении и поддержке языкового и культурного разнообразия РФ, роли государственной национальной политики в миграционной сфере и защите прав коренных малочисленных народов, о мониторинге межэтнических отношений и этнологической экспертизе, о разграничении полномочий между органами госвласти, о мерах ответственности за нарушение законодательства в сфере госнацполитики и т.д.
"Самая большая проблема для работы по стратегии госнацполитики в регионах – отсутствие внятной терминологии на национальную тематику, – заявил на заседании замначальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края Рашит Рафиков, – "Титульная" нация, "аборигенное" население, "русское большинство" – каждый понимает под этим свое, но мы вынуждены вести бесконечные споры с юридическими службами. Поэтому мы пока не торопимся принимать стратегию реализации госнацполитики Красноярского края. Завидуем москвичам, которые в своей стратегии обозначили термин "москвичи", попробовали бы мы назвать себя "сибиряками", нас, наверное на куски бы разорвали".
В начале марта состоялось заседание рабочей группы, разрабатывающей предложения в закон о российской нации. По итогам обсуждений было решено готовить федеральный закон об основных принципах государственной национальной политики. Изначально предложение о создании закона о российской нации прозвучало на Совете по межнациональным отношениям под председательством Владимира Путина на заседании 31 октября 2016 года в Астрахани. Президент поручил Совету разработать закон, рабочую группу из 16 человек возглавил академик Валерий Тишков. Предложения должны быть представлены до 1 августа 2017 года.