Народный мастер, по мнению северодвинской рукодельницы, должен освоить множество профессий. И если бухгалтерия, маркетинг и психология станут его родными стихиями так же, как и традиционное искусство, то успех делу гарантирован.
Дипломированный преподаватель и переводчик Злата Ушакова в 1985 году, вооружившись любимыми спицами для вязания, отправилась в "свободное плаванье". А сегодня у неё насыщенная жизнь: персональные выставки, мастер-классы и авторские курсы. Ученицы не только в Северодвинске, Архангельске, Петербурге, Москве, но и по всей стране и даже за рубежом. Она желанный участник всевозможных фестивалей, ярмарок и этнографических конгрессов – северное узорное вязание Ушакова представит лучше любого искусствоведа. Спицы и разноцветные моточки шерсти всегда при ней. И выбирая себе новую дамскую сумочку, Злата ориентируется на то, что в нее непременно должно поместиться все необходимое для узорного рукоделия.
- Не думай о секундах свысока – это как раз обо мне, - улыбается мастерица. - Вязание – самый демократичный вид занятия. Даже в вышивке нужна большая концентрация внимания и сосредоточенность. В моем любимом рукоделии многое происходит автоматически: одно и тоже движение повторяется многократно, нужно только вовремя сменить цвет ниток. Вязать я научилась в двенадцать лет. И так это меня увлекло, что я тайком занималась этим в школе на уроках, потом в институте на лекциях. Вяжу в маршрутках, автобусах, поездах, самолетах, метро, на конференциях, выставках – везде, как только появляются несколько свободных минут и точка опоры.
Закончив факультет иностранных языков Владимирского пединститута, Злата Ушакова вернулась на родной Север и устроилась экскурсоводом в музей деревянного зодчества "Малые Карелы". Зимой, когда посетителей мало, сотрудников "бросали на фонды" - проводить ревизию и описывать экспонаты. Для молодого экскурсовода скучнее работы не придумаешь. Спасли ситуацию обнаруженные Златой старинные вязаные рукавицы. Теперь она быстро заполняла необходимые карточки аннотациями к музейным ценностям и принималась самозабвенно перерисовывать поморские узоры.
- Когда-то было только два цвета нитей – темная и светлая овечья шерсть, - погружается в историю вопроса народный мастер. - А потом, когда стали покупать красители, поморам полюбился красный - он ведь всегда был синонимом "красоты". К тому же зимой на севере красок мало, но хочется, чтобы что-то глаз радовало. А к середине прошлого века анилиновых красителей стало много, и мои землячки начали весьма аляповатые вещи вывязывать – кто во что горазд! Узорные рукавицы были для выхода. Повседневные могли быть связаны "рябкой" - один через один, два через два цвета. Наши северные орнаменты хранят самые архаичные узоры: свастические, косые кресты, гребенки, ромбы.
К слову сказать, у мужских рукавиц раньше не было манжет. Хозяин мог поколоть дрова, сбросить рукавицы в снег, передохнуть, потом быстро всунуть руки в варежки и дальше заниматься своими делами. Женские вязали и с резинками, и без, но все они были очень толстыми, сейчас таких уж не носят…
Когда-то вязание шерстяных изделий было самым распространенным занятием женского населения Поморья. Прежде всего, обвязывали семью, а избытки пускали на продажу. Северное орнаментальное вязание по всей России и за ее пределами ценилось очень высоко! И не только варежки, но и платки с шарфами, которые называли "сетками" из-за достаточно рыхлой вязки. Вязали "рубахи" для рыбаков – сегодняшним языком это джемперы или свитеры. Чулки, которые скорее напоминают современные гольфы. А вот вязанных шапок у поморов не было.
В узорной коллекции Златы Ушаковой традиционные беломорские орнаменты украшают сумочки для мобильных телефонов и прочей портативной техники, повязки для головы, шапки и даже платья-трансформеры.
- Центральная часть вывязывается сарафаном, а ворот и рукава делаются съемными, - поясняет автор. - Я насчитала, у такого платья может быть двадцать восемь различных вариантов сочетаний! Ещё мне нравится шапочка, которая не только меняет свою форму, но и воротником может послужить. Наша одежда для тех, кто ценит этностиль и стремится к самовыражению.
Поморские мастерицы в рукоделии исстари руководствовались принципом "как мера и красота скажут". Наследница узорных северных традиций Злата Ушакова старается так не только вязать, но и жить.