Ученые выяснили, как комфорт влияет на состояние коренных северных народов. Данные об этом содержатся в исследовании специалистов Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН.
Оно касается проблем адаптации детей коренных народов Севера к городским условиям. Для этого были исследованы условия жизни учеников, проживающих в школах-интернатах для коренных народов, и детей, которые только посещают занятия, а живут дома с родителями.
Эксперты отметили изменения в подходе к воспитанию детей из тундры. Раньше, по словам людей старшего поколения, жизнь в интернате была непростой: резкая смена привычек, требование владеть русским языком, питаться непривычной едой и брать на себя часть хозяйственных обязанностей. Сегодня родители, учителя и специалисты профильных департаментов стараются дать детям все самое лучшее.
"В среде коренного населения неуклонно растет уровень образования и комфорта, в котором образование дается. При этой положительной динамике снижаются навыки приспособления к трудностям жизни, тем самым свидетельствуя об ухудшении здоровья этнических северян. Ведь тесная взаимосвязь их образа жизни и особенностей здоровья давно доказана", – делают вывод ученые.
Кроме того, во время обучения у живущих в интернате отсутствует ряд важных функциональных обязанностей: им не надо готовить еду, покупать продукты, заботиться о чистоте одежды и комнаты, говорится в статье. Дети из поселков в разной степени сталкиваются с постоянной необходимостью обеспечивать и обслуживать и себя, и членов семьи. Они уже в школьном возрасте осознают необходимость строить свою будущую жизнь и готовы развиваться самостоятельно, заключили эксперты.
Ученые обследовали 25 подростков в деревне Харампур, 14 из которых проживают в интернате, 11 – своих семьях.