Современные кочевники-якуты частенько сетуют на то, что стало очень непросто найти себе спутницу жизни. Молодые девушки хотят жить в городе, пользоваться всеми благами цивилизации, а странствовать с любимым по лесам и долинам, пускай даже зимой им освещает путь Северное сияние, не торопятся. А что кочевники? Естественно, страдают! Ведь якутские женщины, как, впрочем, и все остальные представительницы прекрасной половины человечества, исключительно хороши! И не только внешне. Если удается заполучить такую в жены, велика вероятность, что окружающим на зависть, а себе на радость досталась покладистая и трудолюбивая спутница жизни.
Исстари "жениться" означало для якутов: найти себя, выйти в люди, стать человеком. Естественно, при таком подходе женатый человек пользовался большим уважением у окружающих. До середины 19 века у этого народа был распространен "колыбельный сговор" (обычай помолвки младенцев), и как только дети достигали совершеннолетия, их женили. В конце 19 начале 20 вв. позиции родителей в вопросах брака собственных детей несколько ослабли, они начали прислушиваться к мнению сыновей. Глядя на это, и девушки поспешили изменить ситуацию. Появился обычай "смотрин", и если невесте жених не нравился, брак мог и не состояться.
А какой должна была быть идеальная якутская невеста? Говорить мало, вполголоса, громко не смеяться, в мужские разговоры не вмешиваться. На малознакомых мужчин не смотреть, не улыбаться им. И конечно во всем следовать правилам традиционного этикета. Ведь на ее плечи потом ляжет воспитание детей. И те, на примере матери, будут учиться правилам поведения в обществе, чтобы вырасти людьми разумными, скромными, уважающими других, заботливыми, гостеприимными, трудолюбивыми и т.д.
Постоянный самоконтроль - непростая задача для молодой девушки, требующая исключительной самоотдачи. Кроме того, невестка должна была беспрекословно подчиняться отцу мужа, соблюдая обычай избегания. Другими словами, не показывать своего лица свекру. Если же встречи с ним избежать не удавалось, девушка закрывала лицо руками. В глубокой древности этот обычай соблюдали до самой смерти свекра, позже молодая скрывала лицо от старших родственников мужа лишь первые три дня. А супруг девушки тем временем чувств своих старался не проявлять. Ласковое обращение с женой, особенно при посторонних, у якутов не приветствовалось, считалось даже недостойным мужчины.
Не стоит думать, однако, что замужество столь уж ограничивало якутку в правах. В отсутствие мужа хозяйка могла принимать гостей, участвовать в праздниках. Прежде чем принять важное решение, супруг всегда советовался с женой. Непослушание со стороны детей, неуважительное обращение считалось совершенно недопустимым по отношению к ней. Иногда можно было встретить и "бас дьахтар" (женщину-главу). Эти женщины стояли во главе семьи, руководили хозяйством. Случалось такое, если муж вдруг серьезно заболевал или просто был лентяем.
В любом случае легкой жизнь якутки назвать было нельзя. Казалось бы, от такой жизни недолго и подурнеть, обрести скверный характер. Так ведь нет, хуже они не стали. А эти слова основоположника письменной якутской литературы Алексея Елисеевича Кулаковского и сегодня вполне можно отнести ко многим его соплеменницам:
Нравом славная,
Кожей нежная,
Собой пригожая.
Губки пухленькие,
Носик вздернутый,
Пальцы тонкие.
Грудь высокая,
Талия тонкая,
Сама она стройная.