День памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites) отметили 18 апреля во всем мире. В нашей многонациональной стране с непростой историей памятники часто становятся причиной разногласий. А вот позитивные примеры становятся известными намного реже, но все-таки они есть.
Война
В начале марта в Чечне установили памятник псковским десантникам. Гранитный крест высотой 2,6 метра и весом в 10 тонн поставили в Аргунском ущелье, на месте боев десантников Псковской дивизии с группой боевиков под руководством Хаттаба. И хотя выступавшие официальные лица с гордостью говорили о борьбе с международным терроризмом и целостности страны, некоторые жители республики посчитали монумент неуместным.
"Почему-то никто не поинтересовался, а как такое воспримут те, у кого за эти две войны здесь убили отцов, братьев, матерей, сестер, дочерей и сыновей", — отметил один из местных жителей. Недовольные вспомнили, что кресты в память о погибших военнослужащих федеральных войск в начале 2000-х годов стояли практически по всей Чечне, и "ничего, кроме раздражения, это не вызывало". По их словам, постепенно все эти кресты и прочие памятники убрали.
В последний раз так громко в Чечне обсуждался установленный в 2013 году мемориал чеченским женщинам. Памятник даже стал причиной конфликта депутатов в Госдуме. Монумент посвящен подвигу местных жительниц, проявивших самоотверженность во время уничтожения села Дади-Юрт по приказу генерала Алексея Ермолова 14 сентября 1819 года. По версии официального сайта правительства Чечни, "сопротивление варварской акции оказало все население аула", а после сражения "при переправе через Терек 46 плененных девушек, хватая с собой конвоиров, бросились в бурную реку".
Памятники самому генералу Ермолову, которые возводят на Кавказе, вызывают не менее жаркие споры. Национальные объединения кавказских народов крайне недовольны монументами "покорителю Кавказа", однако скульптуры все еще целы. Хотя бюст Ермолова в Грозном в советское время взрывали и заново восстанавливали несколько раз.
Попытки увековечить память исторических деятелей встречают недовольство не только на Кавказе. Так, в Омске сибирские татары выступали против установки бюста Ермаку, а в Казани татарские активисты возражали против памятника Екатерине II.
Дружба
В качестве попытки примирения народов можно указать культурно-исторический комплекс "Ахульго" в Дагестане, посвященный памяти жертв Кавказской войны. Комплекс состоит из 17-метровой сигнальной башни и здания с выставочным залом. Основные экспонаты – репродукция панорамы Франца Рубо "Взятие аула Ахульго", портреты госдеятелей и военачальников той эпохи.
По словам главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, комплекс символизирует то, что "в битвах Кавказской войны русские и горцы освятили пролитой кровью братство и историческое единство народов России". Он назвал это данью уважения предкам и призывом ко всем поколениям русских и кавказцев "беречь нерушимое единство".
Еще один пример — строящийся в Черкесске мемориал жертвам Кавказской войны. Мемориальный камень под памятник заложили еще в 2014 году. Из-за проблем с финансированием закончить его в запланированный срок не удалось. По данным СМИ, уже установлен постамент с табличкой, размещен заказ на бронзовую отливку, сделана модель памятника.
Любовь
Есть в России и позитивные примеры, когда скульптуры становятся всенародно любимыми. Таков, например, памятник землепроходцу Семену Дежневу, его жене якутянке Абакаяде Сючю и их сыну Любиму, установленный в Якутске в 2005 году. Памятник стал всенародно любимым, и местные жители уже успели придумать городскую легенду. Считается, что если потереть колени Абакаяды, в семье обязательно родится малыш.
Тэги