Через пять лет на Таймыре не останется специалистов-оленеводов. Между тем там сосредоточено практически все поголовье домашних оленей Красноярского края. Такие данные приводит уполномоченный по правам коренных малочисленных народов края в докладе по итогам 2016 года.
Он отмечает, что в правительстве Красноярского края нет специалистов, разбирающихся в оленеводстве. "Кадровый голод ощущается и в территориях:
на Таймыре, где 97% оленепоголовья края, нет ни одного зоотехника, работающего в хозяйствах, как нет ни одного студента вуза, обучающегося сельскохозяйственным профессиям.
То есть можно прогнозировать, что через пять лет местных специалистов уже не будет", — цитирует эксперта ТАСС.
Уполномоченный отмечает большие изменения, произошедшие в оленеводстве за последние десятилетия. Так, не осталось оленей у самого древнего народа Таймыра — нганасан.
Жители 19 поселков, когда-то разводившие оленей, сейчас кормятся сезонными промыслами, полностью зависят от краткосрочной путины, миграции диких северных оленей и живут на социальные пособия.
В Эвенкии за последние 10 лет численность оленей уменьшилась более чем вдвое, в настоящее время там насчитывается около 2,3 тысячи животных. На Таймыре, напротив, общее количество оленей возросло в 2,5 раза — до 110 тысяч животных. Из них почти 105 тысяч — на левобережье Енисея, благодаря оленеводам поселков Носок и Тухард.
Там, по данным уполномоченного, происходит истощение пастбищ.
Еще в 2006 году ученые НИИ сельского хозяйства и экологи Арктики выявили, что нагрузка на пастбища в районе Тухардской тундры вдвое превышает кормовую базу. С тех пор поголовье оленей в этой местности увеличилось с 18 до 40 тысяч голов и продолжает наращиваться.
"Таким образом, за 10 лет нагрузка на пастбища возросла более чем вдвое", — отмечается в докладе.
Доклад уполномоченного по итогам 2016 года рассмотрят на сессии Законодательного собрания Красноярского края в конце апреля.
Фото: sayanring.ru