Нанайцы и три солнца

Рейтинг: 0
(Голосов: 0)
You Rated: Not rated
Нанайцы и три солнца

Согласно древним преданиям нанайцев, рисование пальцами было у них в почете задолго до появления модных ныне методик раннего развития. При помощи рук создавали свои произведения древние нанайские художники на берегах Амура в святилище Сикачи-Алян, которое археологи называют российским Стоунхенджем, хотя на самом деле амурские петроглифы не только намного изящнее, но и по самым скромным подсчетам в три раза старше загадочного нагромождения камней под Лондоном!


Легенда гласит: когда-то на небе светили три солнца, а камни были мягкими, как воск. На расплавленных под жаркими  лучами минералах предки нанайцев рисовали пальцами. Но стало слишком жарко. Поэтому охотникам пришлось … убить одно из солнц. После этого камни стали тверже. Новые произведения древние художники создавали с помощью заостренных каменных стержней. Однако, два оставшихся светила не сдавали позиций. Через некоторое время мужчины снова вышли на охоту, после которой солнце осталось в гордом одиночестве. С тех пор на Земле похолодало, и камни застыли в своем величественном великолепии, увековечив для потомков произведения примитивного искусства, которым по подсчетам археологов и историков как минимум двенадцать тысяч лет.

 

Появление этого сказания не случайно. Даже с точки зрения современного человека сложно понять, как именно древние обитатели Сикачи-Аляна выполняли свои работы. Ведь ни алмазных резцов, ни тем более и лазеров в те далекие времена не существовало. Что же помогало умельцам? Неизвестные современным ученым орудия местных труда? Помощь духов и богов? Безграничная вера в собственные силы? А может быть они и не пытались усмирить воду, камни и небо, а "всего лишь" жили в гармонии с ними? Уважали мать-природу, а та, в свою очередь, приоткрывала перед благодарными детьми покровы своих тайн. 

 

                                                                        Главное, не бояться!

 

Жить в ладу с окружающим миром нанайских  детей приучают с самого раннего  детства. Мальчиков, когда они достигают  возраста пяти лет, родители отводят в тайгу и … оставляют там на несколько дней. Задача ребенка – не растеряться в непривычных для себя условиях и выжить. Он должен сам поддерживать огонь в жилище, готовить себе нехитрую пищу, справляться с полчищами насекомых. Нанайцы считали, что без навыков выживания, в буквальном смысле впитанных с молоком матери, суровая дальневосточная жизнь невозможна. Кстати, будущие мамы, когда чувствовали, что "час Х" близок, тоже уходили в тайгу.  Строили шалаш, разводили огонь, грели воду…. В полном одиночестве рожали ребенка и уже с наследником возвращались в селенье. Помощников в деторождении женщинам не требовалось: рядом с роженицей не было не то что акушерки, а даже мамы или сестры.

 

Конечно, современные  нанайцы от этих суровых обычаев  отказались. Но нынешние 40-50-летние нанайцы все прелести подобного воспитания испытали на себе. Нанайский художник Валентин Самар до сих пор вспоминает, как, подобно гоголевскому Вию с трудом "подымал веки": лицо мальчика опухло от укусов комаров. Зато к тайге Валентин Лукич относится с должным уважением:

 

- Конечно, оставив  меня, пятилетнего в тайге, отец  на самом деле никуда не  уходил. Прятался неподалеку и  следил, как буду себя вести.  Это был один из элементов традиционного воспитания. До сих пор помню, как я тогда жутко обозлился на отца, хотя, конечно, промолчал. Но сейчас, став взрослым, постоянно чувствую, что постоянно тянет в тайгу. И, представляете, в лесу комары меня не кусают! Потому что я их не боюсь после той "воспитательной" недели в детстве.

 

                                                                     Природное искусство

 

Нанайцы – народ  творческий. Декоративно-прикладное искусство  в этих краях известно с древнейших времен. Девушки и женщины носили украшения, сделанные руками местных мастеров. Причем, например, серьги красовались не только в ушках нанайских модниц, но и в носиках. Кстати, орнаменты, используемые для вышивок, колье, серег и др. имеют много общего с китайскими узорами. Не случайно, некоторые историки считают, что предки нанайцев пришли на эти территории из Тибета и Манчжурии.

 

В картинах, украшениях и поделках нанайцев отчетливо прослеживаются природные мотивы. Например, среди произведений Валентина Самара есть колье "Ледоход", "Озеро Кизи", "Икромет". Возможно, как и их далекие предки в Сикачи-Альяне, таким образом местные художники отдают дань уважения щедрой природе, полноводному Амуру, который для нанайцев уже многие тысячелетия без всякого преувеличения Река Жизни.