В Москве разгорелся невиданный скандал. Спровоцировал его выставочный павильон в виде огромного чемодана модной марки, построенный на Красной площади. И хотя организаторы пытались успокоить общественность тем, что павильон стилизован под дорожный саквояж князя Владимира Орлова, дело дошло до его переноса. А в Общественной палате даже заявили о необходимости принятия закона о "сакральных местах". "НацАкцент" решил, оставшись в стороне от дискуссии, напомнить о предшественниках скандального предмета. Кто знает, будь на месте заграничного чемодана наш традиционный русский сундук, возможно и реакция российского общества оказалась бы не такой острой...
Этностиль в дизайне интерьеров практически не выходит из моды. То все увлечены лаконичной простотой загадочной Японии, то смело поддаются соблазну насыщенных мавританских цветов, а затем покорно следуют законам обволакивающей роскоши арабского Востока или наслаждаются очарованием пастели потертого шика французского Прованса. Примечательно, что из наших домов и квартир этнический колорит – родной, российский – если и ускользал, то лишь на последние полвека.
Еще в семидесятых почти в каждой деревенской избе стояли старые сундуки, лари, горки, буфеты, а на полу были аккуратно разосланы домотканые дорожки. На стол выставляли нестареющий самовар, пусть даже ставший в угоду времени электрическим. И почти каждая семья, погостив у деревенской родни, по осени вместе с душистыми яблоками привозила в городские квартиры плетеные корзины. Нынешние дизайнеры тоже старину не выпускают из виду, и рекомендуют нам в обустройстве своих домов и квартир смело использовать эти пропитанные теплом времени детали интерьерного убранства.
Взять, к примеру, тот же сундук. Этот "вольный ящик", как определил его в своем толковом словаре живого великорусского Владимир Даль, – считается коренной русской утварью. Хотя по праву может считаться "гражданином" мира. В захоронениях египетских фараонов найдены обломки инкрустированных ларей. Да и в Древнем Риме кассоне (или флорентийские лари) были самой распространенной мебелью в доме. Их украшали резьбой и росписью. К слову, европейцы часто ставили ларцы друг на друга - так возник прообраз шкафа. А глубокие сундуки, дотянуться до дна которых было сложно, со временем обзавелись выдвижными нижними ящиками - так появился комод.
На Руси были распространены два вида сундуков - с плоской откидной крышкой и выпуклой. Небольшие подголовники, теремки, сундучки для приданного предназначались для хранения украшений, денег и прочих ценностей. Одежду и продукты клали в сундуки попросторнее. Для прочности их оковывали железом, могли и на замок запереть. Из вологодской лиственницы делали удивительные сундуки, в которых никогда не заводилась моль. Стенки расписывали кто во что горазд: это могли быть изящные травяные узоры, диковинные птицы, сказочные сюжеты. Украшенные подобным образом сундуки добавляли радости и уюта любому небогатому дому.
Как и европейские собратья, наш сундук тоже потихоньку эволюционировал. Сначала он обзавелся ножками и превратился в поставец - низкий шкаф для хранения посуды, который ставили скамью. Деревенские мастера с чувством расписывали филенки "слепых" дверец. Затем появился буфет. Этот замысловатый потомок сундука на радость хозяйкам обзавелся уже продуманной системой хранения с многочисленными полочками и ящичками. Буфеты, вероятно в подражание дорогой городской мебели из благородных пород дерева, любили красить темными и яркими масляными красками. А на Русском Севере ещё и расписывать букетами в горшках и вазах. А вот гардеробы, как определили историки, появились в России поздно и не слишком народом любились. Лишь в центральной части страны и только в конце ХIХ века деревенские жители стали обзаводиться, как правило, двух дверными шкафами для спального и столового белья и одежды. Зато на целый век раньше в Вологодской, Архангельской, Кировских областях семьи устраивали встроенные шкафы с филенчатыми дверьми, по типу современных гардеробных комнат.
Ну, а что касается красавца сундука, то он решил не задерживаться в четырех стенах и стал путешественником. Его формы все больше уплощались, и постепенно он превратился в неизменный атрибут поездок – чемодан.