Живут на севере России люди, у которых все не так, как у соседей. Мужчины там до сих пор иногда берут после свадьбы фамилию жены. Женщины не смеют прикрикнуть на собственных детей, дабы не обидеть дедушек, бабушек и двоюродных дядей. А мальчишки становятся мужчинами в 10 – 12 лет. Возможно, все дело в особенностях души, а точнее душ, представителей юкагирского народа. Один из старейшин юкагиров Вячеслав Шадрин рассказал о необычных спиритических верованиях своих соплеменников.
Согласно традиционным представлениям юкагиров, у каждого человека есть не одна, а целых три души. Каждая из них "живет" в своем собственном обиталище и обладает теми или иными сверхъестественными способностями.
"Прописка" первой души – голова. Эта душа умеет перемещаться как в Верхний, так и в Нижний миры. Любое бессознательное состояние, будь то сон или кома, юкогиры объясняют тем, что душа отправилась в путешествие. Люди, которые научились контролировать перемещения души, - шаманы. Их души могут не просто переходить из мира в мир, а делать это с какой-либо определенной целью. Например, чтобы найти в иной реальности причины болезни или неудач.
Вторая душа "проживает" в районе груди. Многие исследователи считают эту субстанцию основной: именно она, согласно верованиям юкагиров, обладает способностью к реинкарнации. Душа не уходит в небытие, а рано или поздно возвращается на землю.
Третья душа юкагира – это его тень. До сих пор некоторые представители этого народа, особенно старики, неуютно чувствуют себя под объективами фото и видеокамер, так как боятся, что съемка может отнять у них именно эту, "теневую" душу. Наступить на тень– проявить неуважение к человеку.
Преемственность поколений
Юкагиры верят: в каждом из нас живет чья-то душа. И для счастливого будущего человека очень важно понять, чья именно.
-В большинстве представлений считается, что новорожденному "достается" душа одного из его умерших родственников. Наш народ полагает, что до 5 лет, пока ребенок чист и не имеет собственного жизненного опыта, он какими-то своими действиями может показать, чью душу унаследовал, - рассказывает Вячеслав Шадрин, - Малыш подает определенные знаки, за появлением которых нужно внимательно следить.
У некоторых народов душу "опознают" с помощью шаманов, которые проводят различные ритуалы и угадывают, кто явился на свет. Традиции юкагиров строго настрого запрещают подобное! Считается, что гадание в этом непростом вопросе может только навредить: если версия окажется не верной, человек будет обречен всю жизнь провести в разладе между "головной" и "грудной" душой. А это чревато неприятными последствиями, вплоть до тяжелых болезней.
Не менее опасно вообще не понять, чья душа возвратилась на свет в новом обличии. В этом случае малыш остается без защиты предков. "Неопознанной" душе сложнее находить дорогу в жизни, достигать внутренней гармонии.
Следуй за знаками!
Как же не ошибиться? Быть предельно внимательным и наблюдательным в первые месяцы и годы жизни ребенка. Ребенок обязательно подаст сигналы, задача внимательных взрослых: вовремя заметить их и правильно расшифровать.
-Я сам достаточно скептически относился к этой части наших верований, пока не стал собирать свидетельства очевидцев, - продолжает рассказ старейшина (хотя на самом деле Вячеславу нет и сорока, но "старейшиной" его выбрали за заслуги перед своим немногочисленным народом). - Спрашиваю старушку: почему вы считаете, что в этом мальчике вернулась душа вашего мужа? Она начинает рассказывать. Однажды ночью внезапно проснулась и увидела около печки покойного мужа Афанасия. Пригляделась, а он абсолютно голый и дрожащий от холода. А на следующий день узнала, что ночью у племянницы начались схватки. Роды были очень тяжелые, женщина находилась на волосок от смерти. Поэтому, когда ребенок родился, его быстренько завернули в пеленку и все внимание переключили на мать. Когда справились с ситуацией, увидели, что мальчик не плачет: замерз, аж посинел весь. Его тулупом укутали, начали массажем согревать, и, слава Богу, откачали. Услышав этот рассказ, пожилая женщина решила, что ее муж вернулся в теле внучатого племянника. И стала ждать других знаков. С двух лет малыш пошел в детсад, где она работала помощницей повара. Ребенок постоянно вился рядом с ней! Когда стал постарше, года в четыре, заявил: "А вот я вырасту, на тебе женюсь. Ты же моя жена!". Еще через какое-то время наша героиня взяла двоюродного внука с собой на дачу. Там женщина не была со времени смерти мужа. Мальчик, когда приехали на место, закричал: "Где-то тут сапоги я твои бросил ". Афанасий когда-то привез ей сапоги резиновые, которые она разорвала, зацепившись за крючок на рыбалке. Испорченную вещь муж выбрасывать не стал, спрятал куда-то. А внук сразу же достал, как будто знал, где искать. Сейчас этот мальчик старшеклассник. Он по-прежнему очень привязан к двоюродной бабушке. И сам объяснить свою тягу не может. Совпадение? Чудеса? Или все-таки доказательство?
Не кричите на дедушку!
Еще одно отличие этого северного народа от соседей – семейный уклад. Всего несколько десятков лет назад в сообществе юкагиров царил матриархат. Женщина выбирала себе будущего мужа, мужчина брал после свадьбы фамилию жены. Даже развод, в случае неурядиц, был исключительной прерогативой представительниц прекрасного пола. И по сей день главной в доме остается хозяйка. Но несмотря на это, юкагирские женщины придерживаются по настоящему демократичных взглядов на воспитание детей. Мать никогда не кричит на своих отпрысков и практически ничего им не запрещает. С самого раннего возраста с ребенком обращаются, как с взрослым. И это не удивительно: если ты знаешь, что твоя дочь – на самом деле давно ушедшая и горячо любимая бабушка, а сын – строгий и справедливый дядя, разве сможешь повысить на них голос?! Не все россияне понимают и разделяют верования этого северного народа. Время от времени у юкагиров возникает недопонимание с органами опеки и социальными службами, которые считают, что за детьми северяне следят не достаточно пристально. Зато проблем с инфантильностью родители не знают: они растят сильных мужчин и женщин, способных быть настоящей опорой своим родителям. Не случайно, мальчик считается мужчиной с того момента, как впервые самостоятельно "завалит" Сохатого. Редкий юкагирский подросток "затягивает" с инициализацией до 14 лет. Большинство приносят с охоты ценный трофей уже в десяти – двенадцатилетнем возрасте.