В бой идут одни мужики
Взятие крепости, кулачные бои, пешие и конные забеги – все это визитная карточка сибирской масленицы. Кстати, игрища эти имеют свою историческую подоплеку: защищая ледяную стену, гуляющие отдавали дань своим предкам – казакам, которые когда-то обороняли от инородцев первые остроги.
Горки и крепость строили молодые парни заранее. В день гуляний все взрослое мужское население делилось на две команды: "осаждавшие" и "осаждаемые". Среди берущих крепость были как пешие, так и конные "воины". Задача группы – прорваться через частокол из хворостин и метел, преодолеть ледяные стены и попасть внутрь крепости. Памятнику ледяного зодчества, кстати, чаще всего не везло: варвары-штурмовики и их малолетние приспешники разрушали крепость до основания.
Слишком отважных и скорых защитники не жаловали: первых прорвавшихся внутрь старались стащить с коней и накормить снегом. Или даже "искупать" в снегу: в штаны и за ворот рубашки накладывали столько снега, что "победитель" терял сознания.
Случались во время штурма и травмы. Особенно часто как защитники, так и осаждающие ломали руки и ноги. Пострадавших отвозили домой, приводили в сознание и отпаивали вином. Причем, скидывались на хмельное всем миром.
Этот поезд в огне
Если в европейской части страны чучело Сударыни-Масленицы делали женщины, то в Сибири главный атрибут праздника изготавливали мужчины. Да и "сударыней" получившейся арт-объект назвать можно было далеко не всегда. Чаще всего Масленка представляла собой "чучело мужика в мужичьей лапости и с трубкой в зубах". Реже – "старуху в платке, рваной мужицкой шляпе, юбке и рваных мужицких штанах".
"Свита" такой героине или герою полагалась соответствующая. Масленичный поезд (подводу, на которой везли чучело) сопровождали скоморохи: молодые мужики и парни в вывернутых наизнанку шубах, рваных шапках и старых пимах. Эти персонажи развлекали сами себя и почтенную публику как могли: показывали сценки из народной жизни, пели песни.
А ряженные в военную форму музыканты - "казаки", "енералы", "фетьмаршалы" и пр. - "утешали зрителей игрою" на бубнах, скрипках, гармониях, стременах и балалайках.
Кульминацией праздника становилось уничтожение соломенного чучела всем миром. Сохранились воспоминания старожилов об этом акте народного единства: "вся толпа народа, словно по сигналу, бросается на... чучело, разрывает его в клочья и разбрасывает по дороге, все это потом складывают в костер и поджигают".
Видимо, зиме не очень нравилось такое варварское обращение с ее посланцем: весны после проводов Масленицы приходилось ждать еще довольно долго.
В материале использованы факты из статьи старшего научного сотрудника Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Любимовой Г.В. "Ритуальный сценарий сибирской Масленицы и его варианты".
Тэги