Особенности самого многочисленного народа Северного Кавказа эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Особенности самого многочисленного народа Северного Кавказа

В мире насчитывается около полутора миллионов чеченцев, подавляющее большинство - примерно 1 400 000 человек – живут в России, в основном на территории Чеченской республики.

Это самый многочисленный  народ Северного Кавказа. По мнению некоторых исследователей, привязанность к родным местам отражена даже в самоназвании – "нохчий" или "нахчой": по одной из версий – нах – "люди", чу – "здесь", "в этом месте". Перефразировав можно назвать их "местными".  Есть еще один вариант перевода – "народ Ноя". Хотя в современном виде чеченский народ сформировался к XVIII в, история вайнахов (предков чеченцев и ингушей) уходит в глубокую древность. По одной из версий даже само слово Кавказ пошло от имени одного из древних вайнахских правителей.

Каждый чеченец является выходцем из одного из тейпов – родов, которых по разным оценкам насчитывается от 150 до 200. И по сей день большинство жителей республике знают и чтят свою тейповую принадлежность.

Общий кодекс "правильной" жизни чеченца в обществе определяется словом "нохчалла" –  это нормы поведения и взаимоотношений с людьми. Нохчалла – даже больше, чем Кодекс Чести, это основа чеченского самоопределения, обеспечивающая непрерывную связь поколений. Истинный чеченец никогда не подведет, не предаст, не солжет, не покажет своего мнимого или реального превосходства над кем-либо. А особую роль в передаче традиций играет семья.

Чеченская свадьба

Свадьба, как и у многих других народов нашей страны, считается у чеченцев одним из важных торжеств жизни: к ней со всей серьёзностью готовятся родственники как жениха, так и невесты. При этом, в отличии от многих других российских этносов, чеченцы сумели сохранить традиционную свадьбу и все сопутствующие ей обряды практически в неизменном виде.

Согласно старинным обычаям происходит сватовство: жених через своего поверенного, обычно лучшего друга, передаёт невесте какое-нибудь лакомство, например, конфету, а девушка отвечает ему подарком в виде двух белоснежных платков. Церемония повторяется трижды, после этого согласие на брак молодых даёт отец чеченки.

Бытующее в средней полосе представление, что жених буквально "выкупает" невесту у родителей неверно. Выкуп – это, скорее, показатель состоятельности будущего мужа, его способности обеспечить женщину всем необходимым. Подготовленный родственниками жениха денежный калым, в сумму которого, к слову, обязательно входят и собственные накопления молодого чеченца, отдаётся невесте в качестве первоначального капитала, обеспечивающего молодых всем необходимым на первых порах совместной жизни.

В старые времена нередко практиковался и своеобразный обряд ритуального купания невесты – "чокхи". Накануне свадьбы девушка принимала специальную ванну с настоями целебных трав. После омовения, подруги и тётушки наносили на кожу невесты специальные символические рисунки. К подолу свадебного платья обязательно прикалывали иголки, которые должны были защитить молодую жену от наветов злых людей и сглаза.

Обряд чеченского бракосочетания совершается муллой сначала дома у новобрачной, затем – в родном доме жениха. Сами жилища в этот момент освобождаются от присутствия посторонних: помимо муллы в церемонии обряда принимают участие только шафер и две замужних женщины со стороны невесты. Весь обряд мулла должен успеть совершить до приезда свадебного кортежа к дому жениха.

Проезд свадебного кортежа составляет особую символическую традицию "путешествия" невесты в её будущий дом. Процессия должна быть максимально заметна окружающим людям, показывать, что невеста едет к своему суженому. Состоящий из множества хороших, дорогих машин кортеж едет быстро по дороге, притом в первом, и самом лучшем, автомобиле находится сама новобрачная.

Традиции свадебного застолья предписывают жениху находиться вне пира: два или три дня этой части свадебной церемонии молодой чеченец проводит в гостях у своего лучшего друга. А невеста во время торжества должна скромно стоять в уголке, – даже ненадолго присесть ей запрещено.

Ни одно чеченское свадебное застолье не обходится без танцев: в пляс гости пускаются сразу после поздравлений в адрес родителей молодых. Танцпол традиционно разбивается на две части: в одной стороне танцуют мужчины, в другой – женщины. Ближе к окончанию застолья невесту, наконец, одаривают подарками и отправляют в новый дом к жениху.

Гендерные роли

"Доьзал" – так именуется конкретная чеченская семья. В то же время, это слово в различных вариациях с другими чеченскими словами, обозначает большой комплекс понятий, характеризующих общину. Это и люди одной крови, и люди "одного огня", и неразделённая семья, – то есть, практически любые объединения людей, связанных родственными отношениями.

В чеченской семье главой считается, конечно же, отец. Он – хозяин дома, решает все важные семейные вопросы по данному ему традицией праву. Со смертью отца семья не лишается своего главы: его функции передаются старшему сыну. Сын, однако, уже не может решать все вопросы единолично, – нужно согласовывать главное с остальными братьями.

Хозяйством в доме занимается жена хозяина. Если мужчина не женат – его мать.  В "женские" дела мужчина вмешиваться не должен ни при каких обстоятельствах.

Шира-к1отар

Особая роль до сих пор сохраняется в чеченской семье за невесткой. Жена сына должна блюсти все господствующие в том или ином доме традиции, быть скромной и опрятной. Эти качества особенно проявляются во взаимоотношениях со свекровью, перед которой невестка не имеет права появиться без платка. Девушка должна следить за собой даже и в женской половине дома, – остерегаться вольных разговоров, шуток, общаться со всеми предельно вежливо и т. д.

Несмотря на то, что старшая женщина в чеченской семье считается полной хозяйкой в ведении домашних дел, сама она трудится немного: её полномочия, как правило, делегированы старшей дочери, перечить которой невестки не могут.

Благословите Женщину

Считается, что раньше у чеченцев, по сравнению с другими народами Кавказа, женщины пользовались несравненно большей степенью свободы. При этом, правила поведения, соответствующие общим мусульманским традициям, предписывают женщинам Чечни оставаться скромными и сдержанными.

Взаимоотношения между молодыми людьми и девушками регламентируются довольно строгой горской моралью, основанной на уважении друг к другу. Чеченцам запрещается бить женщин, включая жен. Убийство супруги считается для мужчины величайшим позором.

В прошлом мужчины на горных дорогах слезал с коня при виде женщины и проходили мимо, держа животное под уздцы. До сих пор считается жестом вежливости чуть привстать, когда пожилая женщина входит в помещение, где находятся мужчины.

Согласно обычаям, даже в случае измены максимальное наказание для неверной жены – изгнание из дома с обязательным возвращением калыма от родственников.

К тому же, чеченские женщины – залог мира и покоя: мужчины не имеют права драться в их присутствии, а преследуемый кровник может временно избежать наказания, если окажется в женской компании.

Дети в чеченской семье

Но главная роль женщины – материнство. Именно мать с ранних лет демонстрирует своим чадам, в том числе на собственном примере, правила северокавказского этикета. Учит, к примеру, тому, что садиться за обеденный стол раньше взрослых не положено, рассказывает, что разговаривать за трапезой, а тем более вмешиваться в разговор взрослых, - неприлично.

Шира-к1отарВ чеченском обществе девочек и мальчиков воспитывают в строгом соответствии с их будущими семейными ролями: из девочек растят хороших хозяек, из мальчиков – отважных защитников.

Девочек сызмальства приучают к домашней работе. Стандартный минимум хозяйственных навыков юной чеченки – уборка, приготовление еды, стирка, шитьё и вышивание.  Больше, естественно, лучше.

 

Мальчикам прежде всего прививают "яхь" – своеобразный мужской кодекс, основанный на чувстве здорового соперничества и защиты чести.

Большое внимание при воспитании юношей уделяют физическим нагрузкам: справедливо считается, что спорт, в особенности бег и борьба, укрепляют и организм, и силу духа будущих мужчин.

Кстати, даже сейчас увидеть чеченского мужчину с младенцем на руках или на коленях вряд ли удастся: проявлять к детям нежность у представителей сильного пола не принято.

Уважение старших

С давних времён существует обычай собираться большим семейным кругом вокруг домашнего очага. В такие моменты взрослые, умудрённые опытом мужчины и старики рассказывают молодёжи о том, как правильно жить, с кого брать пример, чему учиться. Эти разговоры воспитывают в чеченских детях основы согласующегося с кавказскими традициями мировоззрения.

Родственные взаимоотношения в чеченских, как правило, многодетных, семьях не всегда бывают простыми. Последнее слово во внутрисемейных спорах всегда остаётся за мужчиной, главой дома. Однако, сами женщины при ссоре с детьми жаловаться мужу не должны. В крайнем случае обычаи позволяют обратиться к родственнику по линии мужа, например, к деверю.

В случае развода дети практически всегда остаются на воспитании отца.

Есть два возможных объяснения этому обычаю. Первое - разведённую женщину с детьми обратно в родительскую семью принимали весьма неохотно. Второе - найти нового мужа легче, если ты не обременена детьми. Кстати, выйти замуж второй раз и привезти новому мужу детей от предыдущего брака считается неэтичным и по отношению к отцу малышей (позор, если плоть от плоти твоей растит другой мужчина) и по отношению к новому мужу.

Чеченская молодёжь с особенным пиететом относятся к старикам. Молодой чеченец всегда должен уступить дорогу старшему, почтительно поприветствовав его. Бестактным считается спор со старым, умудрённым опытом человеком: возражать старшим воспрещено неписаными правилами сложившихся традиций.

Новые веяния

Чеченская республика – регион довольно закрытый. Процессы глобализации там, мягка говоря, не в чести. Но даже несмотря на это несколько лет назад в республике заволновались, что традиционная система ценностей может дать сбой. Пошли разговоры о необходимости нового, адаптированного под современные реалии, кодекса для молодежи. Так появилась концепция "Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения Чеченской Республики". В основах этого свода правил три кита: государство и его законы, религия и ее постулаты, традиции и обычаи этноса.

Таким образом, необходимость жить по заветам предков в Чеченской Республике закреплена на уровне государственного документа.  

Тэги
Поделитесь статьей