Собака – друг человека, живущий рядом многие века. Неудивительно, что за долгие годы в многонациональной стране некоторые четвероногие спутники обзавелись не только ярко выраженными чертами породы, но и собственной "национальностью".
У русской псовой борзой, впрочем, как и у многих россиян, есть татарские корни. Еще при Иване Грозном, который, как известно "Казань брал", в Ярославскую и Костромскую губернии переселились представителей татарской знати и привезли с собой предков борзых — восточных салюков. Собаки эти очень полюбились русским поклонникам охоты. Со временем порода была улучшена: еще больше развит зоркий глаз и спринтерская скорость.
Другая "русская" порода появилась на свет благодаря грузину. Русского черного терьера также называют "собакой Сталина": именно он дал задание вывести уникальных служебно-караульных собак, выдерживающих сильные морозы, хорошо поддающихся дрессировке и имеющих устрашающий вид. И в 1954 году, уже после смерти генералиссимуса, его распоряжение было исполнено.
В черном терьере замешаны более десяти кровей: ризеншнауцера, ротвейлера, эрдельтерьера, кавказской овчарки, ньюфаундленда и многих других. У внушительных размеров, грозного вида зверя оказалось доброе, преданное сердце, и при правильном воспитании он очень дружелюбен к людям.
А родословная русского той-терьера восходит к Туманному Альбиону. Предки этих собак считались прекрасными крысоловами. Несколько веков назад в Англии с ними также охотились на лис и барсуков. Той-терьера манчестерского завезла в Россию императрица Екатерина.
В неспокойном ХХ веке маленькие комнатные собачки почти исчезли, породу удалось восстановить примерно к 1998 г. Но от своих прародителей собаки к тому времени заметно отличались, потому и получили новое имя. Мелкого питомца уже не возьмешь на охоту, но и носить в сумочке его не получится: русский той-терьер полон энергии, обожает бегать и играть. Если в семье есть маленький ребенок – лучшего друга просто не придумаешь!
Древнейшая порода служебных собак, представители которой отличаются выносливостью и высоким интеллектом, – кавказская овчарка. Непосредственным предком "кавказцев" считается тибетский дог. На Кавказ собаки попали из центральной Азии как помощники пастухов. Смелость, острый нюх, зоркий глаз – вот качества, которые много лет закреплялись в породе на генетическом уровне. Ну и, разумеется, национальный темперамент!
"Кавказцы" весьма агрессивны к чужакам, зато обожают хозяина и ревностно охраняют его имущество.
Охотничья и пастушья собака – ненецкая оленегонная лайка – сохранила многие черты своих первобытных предков: благодаря территориальной и климатической изоляции собака практически не скрещивалась с другими породами. За долгую историю порода не раз меняла название: белая оленеводная собака юраков, оленная лайка, самоедская лайка, тавгийская лайка и т.д. Ее современное имя по стандарту Российской Кинологической федерации – оленегонный шпиц.
Сегодня представители этой породы "служат" в МЧС, помогая искать людей во время катастроф. А гибрид ненецкой лайки и шакала успешно работает в охране столичных аэропортов. К сожалению, на родине, в Ямало-Ненецком автономном округе, ненецких лаек осталось немного.
Еще одна северная собака — самоед. Белоснежная, только нос и глаза черные. Есть два наиболее вероятных объяснения названию породы. Первое – эту породу держали самоеды, они же самодийцы. Когда-то так называли самый многочисленный северный народ – ненцев. Позднее – все коренные народы этих краев.
Второе – абсолютно белоснежная собака получила такое название за окрас: впряженных в сани животных не было видно на снегу, и казалось, что санки едут сами. Первые свидетельства о собаке имеются в древнем самодийском языке. Кроме транспорта самоеды используются для охоты, выпаса оленей и как няньки для маленьких детей.
Бурят-монгольские волкодавы с древних времен жили в Бурятии, Сибири, Китае и на Тибете. По-бурятски порода называется хотошо или дурбэн нюдэтэй хара нохой – в переводе "черная четырехглазая собака". Четырехглазая, потому что ее ярко-рыжие брови кажутся издали еще одной парой глаз. В древности такие собаки сопровождали умершего в последний путь, дабы защитить его от сглаза.
Используются как охранники и охотники, хотя по характеру волкодавы очень спокойные: кусаются и набрасываются на человека крайне редко, а чужаков предпочитают задерживать до прихода хозяина: пусть сам разбирается, что с ним делать.
Еще одна, связанная с потусторонними силами и языческими верованиями северян собака, — якутская лайка или саха ыта (якутская собака – якут., прим. ред.) — по народным поверьям не произошла от волка, как большинство ее сородичей, а была послана народу добрым божеством Айыы. Потому чувствует, видит нечистую силу и отгоняет ее от дома.
Одно из первых упоминаний о собаке можно найти в челобитных сказках казаков (Семена Дежнева, Ивана Реброва и других). Первопроходцы Сибири рассказывают о живущие на берегах "собачьих рек" саха ыта. Собачьими называли реки, в которых водилось много рыбы, поскольку в пути, а якутские лайки, прежде всего собаки ездовые, их надо было чем-то кормить. Повсеместно использовались четвероногие для "почтовой гоньбы" и "перевозки тягостей". Упряжка около 10 собак пробегала в день до 80 верст, перевозя более 35 пудов тягостей. А на "легком ходу" могла и 140 верст за день одолеть!
На просторах страны по-прежнему множество мест, где такие "собачьи" качества как выносливость и сила – решающий фактор при выборе питомца. Впрочем, преданность всех без исключения "многонациональных" российских собак бесценна не только в экстремальных условиях, но и в городах!
Тэги