В Югре каждый третий школьник из числа коренных малочисленных народов Севера учит родной язык. Об этом представитель департамента образования и молодежной политики Югры Ирина Лисютина рассказала на заседании Экспертного совета по обеспечению информационной открытости работы по сохранению языка, традиционных промыслов, культуры и ремесел коренных малочисленных народов Севера.
Всего в этом учебном году родной язык изучают 1769 школьников. Учить начинают и в дошкольных учреждениях: в 14 детских садах шести муниципальных районов родным языком занимаются 293 ребенка, что составляет 14% от всех воспитанников детских садов из числа КМНС. Учащиеся казымской школы Белоярского района впервые в 2016 году после девятого класса выбрали экзамен по родному языку в качестве итоговой аттестации.
Лисютина отметила, что в Югре два учебных года в качестве пилотного проекта идет апробация учебных пособий, которые созданы с использованием нового алфавита. Сопредседатель экспертного совета Александр Новьюхов подчеркнул, что "алфавит хантыйского языка – тема очень серьезная", поскольку связанные с изменениями фонетики инновации "создают определенные трудности" для студентов из числа КМНС, которые уже знают язык и долгое время учились по традиционному алфавиту. По мнению исследователя обско-угорских народов Евдокии Нёмысовой, утверждение алфавита необходимо для упорядочивания и выстраивания системной работы по обучению языкам, созданию образовательной и научной базы.
Участники решили продолжить работу по введению единого алфавита и обучению языкам, уделив внимание разъяснению жителям изменений в орфографии. Будет создана специальная рабочая группа, которая вместе с издательством "Просвещение" займется созданием учебника по родным языкам. Кроме того, в 2017 году в Югре организуют образовательные акции "Говорим на родном языке" и "Фронтальный диктант".