Кабардино-Балкарский правозащитный центр попросил генерального прокурора России Юрия Чайку защитить права и интересы этнических черкесов-соотечественников из Сирии. Обращение было опубликовано на сайте центра 24 января.
В документе говорится, что в начале военных действий в Сирии черкесская общественность не раз обращалась к властям РФ с просьбой спасти сирийских черкесов – "потомков этнических черкесов, изгнанных с исторической Родины в результате Русско-Кавказской войны".
По данным правозащитников, сегодня 90% черкесов находятся за пределами своей исторической родины, а 800 тысяч, проживающих в России, разделены между шестью субъектами и двумя федеральными округами.
"Любой народ, помимо элементарного самосохранения, хочет развиваться. Для этого нашим соотечественникам, проживающим за границей, в том числе, в Сирии, необходимо дать возможность вернуться на свою родину", – подчеркивается в обращении. Правозащитники напоминают о возвращении около 180 косовских черкесов в конце 90-х годов, называя этот опыт репатриации удачным.
Сирийские черкесы в основном переселяются в Турцию, Иорданию и другие страны, в значительно меньшей степени – в Россию, отмечается в письме. Активисты называют ряд проблем, которые возникают у черкесов при возвращении в Россию.
"Черкесская общественность сталкивается с фактическим невмешательством, а порой, противодействием переселению черкесов в Россию со стороны органов государственной власти. Трудности возникают уже на этапах оформления приглашений на въезд в Россию, российских виз, получение которых усложнилось в связи с продолжающимися военными действиями в Сирии", – пишут правозащитники.
Другими препятствиями являются финансовые проблемы, тяжелые психоэмоциональные нагрузки, бюрократические проблемы в России. Заботы о любом финансовом обеспечении возвращающихся на родину черкесов "ложатся на плечи добровольцев и благотворительных организаций".
По словам правозащитников, наиболее сложные проблемы возникают при оформлении документов на временное убежище, временное проживание, вида на жительство и гражданства РФ. Причиной является отношение к представителям черкесской диаспоры, проживающим за рубежом, не как к соотечественникам, а как к иностранцам, из-за чего к ним применяются правовые нормы, установленные для иностранных граждан, поясняют активисты.
Также работу усложняют цены на госуслуги при подаче документов в управление по вопросам миграции, возросшие с января 2015 года, "нередко встречаются отказы в получении временного убежища" из-за отсутствия квот. При этом не учитывается принадлежность к коренному этносу России и не ставится вопрос об упрощенном получении гражданства, подчеркивают правозащитники.
Центр обращался к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву в 2016 году с просьбой разъяснения позиции МВД о том, являются ли проживающие за рубежом черкесы соотечественниками, что, по мнению правозащитников, соответствует законодательству РФ. В ответе замначальника ГУВМ МВД России Валентины Казаковой было сказано, что предоставление черкесам временного убежища, разрешения на временное проживание и вида на жительство в РФ, а также российского гражданства осуществляется в порядке, установленном для иностранных граждан.
В связи с этим Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр попросил провести проверку законности и обоснованности ответа Казаковой и принять меры к устранению нарушений норм действующего законодательства.