Мягкий формат эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Мягкий формат

30 ноября 2016 года в стране появилась новая мусульманская структура – Духовное Собрание мусульман России. Возглавил организацию муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбир Крганов. Он также является членом Общественной Палаты Российской Федерации, заместителем председателя Координационного совета по противодействию терроризму и руководитель рабочей группы по борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом.

В родном для муфтия селе Шыгырдан в Чувашии с ним встретилась руководитель Канашского отделения Гильдии межэтнической журналистки Светлана Кузнецова. 

- Создание новой организации вызвало немало откликов. В том числе негативных: "Зачем создавать еще одну организацию, когда исламский мир и так достаточно серьезно расколот?". Альбир хазрат, поясните, пожалуйста: зачем?

- Для экспертных кругов, для самих верующих, для тех, кто вовлечен в исламскую тему, создание Духовного собрания неожиданностью не стало. Уже давно требовалось некое объединение самостоятельных религиозных организаций.

Так уж произошло в современной истории России, что у мусульман нет единой структуры.

Согласно Федеральному законодательству верующие люди имеют право на самоопределение по созданию групп, местных централизованных организаций. По разным причинам у мусульман не сохранился институт Российского федерального муфтията. Фактически с 1991 года началась реорганизация действующих структур. Возможно, руководители не смогли удержать структуру, не нашли правильную модель выстраивания работы… Разные на то были причины. По факту получилось так, что в нашей стране больше восьми десятков региональных централизованных религиозных структур. Из них практически только половина в какой-то мере структурирована и входит в централизованные организации. Остальные – самостоятельные. Из них еще половина – фиктивные организации. Но есть и созданные 20-30 лет назад самостоятельные единицы. Например, Татарстанский муфтият с 1500 приходами в начале 90-х стал самостоятельным.

Когда возникла тема суверенитета регионов, было принято решение, что у суверенных республик должны быть суверенные муфтияты. В свое время и нас вынудили принять административные, кадровые решения о судьбе нашей структуры.

В 2013 году было принято решение, что, канонически сохраняя единство с централизованными религиозными организациями, административно мы сами будем определять свою внутреннюю политику. То есть, не смотря на попытки нас расколоть, Чувашский муфтият сохранил свое единство – 52 мусульманских прихода сегодня объединены в составе Духовного управления мусульман Чувашской Республики. И муфтият Москвы, несмотря на сложности столицы, тоже показал свою жизнеспособность и актуальность. Свою необходимость. Так вот, ряд региональных мусульманских организаций вышли с инициативой объединения с опорой на исторический опыт. И меня попросили возглавить эту организацию.

- То есть это решение не было исключительно Вашим?

- Нет! Более того, этому предложению уже несколько лет. Я не открою большого секрета – более трех лет я не соглашался на предложение взвалить на себя эту большую ношу. Но пришлось. Потому что что-то делать нужно! Меня попросили региональные муфтияты, уважаемые коллеги, поскольку я работаю в Москве, они решили, что определенный опыт работы в общественно-политическом направлении будет востребован. Мы решили объединиться. Но! Мы не объединяемся против кого-либо. Ни в коем случае! Наоборот, мы об этом уже неоднократно заявляли, в том числе и во время моего выступления на учредительном собрании – мы за диалог. И глава государства нас призывает к этому – не делить верховенство, а сообща решать общие задачи и вопросы.

И название об этом говорит: "Духовное собрание". Мы не хотим кем-то управлять.

Кстати, и первая структура при Екатерине называлась "Оренбургская магометанского закона духовное собрание". Главный принцип Ислама – общими совещаниями принимать обоюдные, основанные на букве Корана и Суннах Пророка, решения.

Если наши уважаемые, почтенные коллеги считают, что мы где-то не правы, мы готовы их выслушать. Но и от них мы ждем правильных предложений, а не оголтелых обвинений. Мы должны уходить от разрушительных амбиций и больше созидать.

- Кто вошёл в Духовное собрание?

- Более 10 муфтиятов изъявили желание работать в рамках Духовного собрания мусульман России, разные приходы семи регионов тоже готовы работать в нашей команде. Нашим Уставом предусмотрен мягкий формат, который предполагает партнерское участие организаций. Мы очень внимательно относимся ко всем предложениям о сотрудничестве. В первую очередь, важно сделать все, чтобы не усугублять ситуацию, которая сложилась в регионах. Необходимо предлагать созидательные проекты. Мы живем в едином государстве, у всех нас единое гражданское поле.

- То есть, создание Духовное собрания направлено в первую очередь на объединение мусульман России?

- Это мечта каждого верующего человека – объединение мусульман! В разное время предпринималось несколько попыток, которые изначально были смоделированы так, чтобы из этого ничего не получилось. В основном это попытки объединения только на бумаге. Хотя на самом деле, объединить мусульман возможно, нужна только воля руководителей разных структур.

Ведь фактически идеологического раскола внутри мусульманского сообщества нет. Есть раскол между отдельными руководителями, борьба личных интересов групп влияния.

Наше предложение об объединении исходит из того, что Собрание открыто к диалогу, открыто к советам, добрым пожеланиям. И совершенно не обязательно наши отношения жестко скреплять юридически. Главное, чтобы было принято решение в душе человека… Главное наше духовное единство и сплоченность.

- На службе в Центральной Соборной мечети имени Трёх Сподвижников  видела, как вместе с мусульманами Чувашии молились гости из Москвы, Дагестана, Ульяновска, Татарстана, Пензы, Мордовии, Башкортостана. Присутствие такого количества гостей – тоже показатель поддержки создания Духовного собрания?

- К нам часто приезжают гости. И не только на праздники или официальные мероприятия. Многим интересен опыт работы Чувашского муфтията, формат выстраивания государственно-конфессиональных, христианско-мусульманских, общественно-религиозных отношений. Надо сказать, к нам с уважением и доверием относятся разные российские религиозные структуры. Они знают – мы занимаемся не популизмом, а достижением реальных результатов.

- Штаб-квартира Духовного собрания будет находиться в Москве. Планируется ли там строительство соборной мечети?

- Да, мы этой темой заняты очень плотно. Ведутся переговоры с мэрией Москвы. Стоит вопрос о выделение земельного участка под строительство нашей мечети. Надеюсь, в начале 2017 г. этот вопрос решится положительно.

- Альбир хазрат, а решение о создании новой религиозной структуры было поддержано российскими властями, Владимиром Путиным?

- В Российской Федерации законодательно религия отделена от государства. То есть государство не вмешивается во внутренние вопросы религиозных структур. И это правильно! Но государственные органы власти оказывают нам, религиозным организациям, поддержку и всяческое понимание нашей деятельности. Экспертное сообщество России, люди, которые профессионально занимаются темой религий, с пониманием отнеслись к нашим инициативам.

- Вы недавно вернулись из Сирии…

- Да, по приглашению Министра по делам вакуфов САР мы - несколько региональных муфтиев – летали в Сирию на встречу с религиозными деятелями, ученными, политиками. Поездка была интересной, и плодотворной. Мы надеемся, когда в Сирии установится долгожданный мир, взаимоотношения между нашими религиозными структурами еще более укрепятся.

- Вы часто встречаетесь с молодежью, какими словами убеждаете избегать  межэтнических и межконфессиональных конфликтов?

- Сила нашего народа в том, что мы едины. Наше единство – в многообразии. Россия за всю свою тысячелетнюю историю сохранила все свои народы – их язык, культура, традиции, обычаи. И этим надо гордиться.

Нам нечего делить - у нас у всех общий дом. Да, квартиры у всех разные. Но дом-то один!

И потому очень важно, сохраняя свою самобытность, не переходить границы – не надо думать, что кто-то кого-то превосходит. Нет никакого превосходства. Мы все творения Бога. У каждого народа есть своя уникальность, но другого преимущества друг над другом быть не должно! 

Тэги
Поделитесь статьей