Мужчина и волк. Что может быть у них общего? В представлении некоторых народов нашей страны — очень много! Изображение полулежащего волка с поднятой головой совершенно не случайно появилось в 90-е годы на гербе непризнанной Чеченской Республики Ичкерия.
На чеченских сайтах пишут, что вообще-то древнеримские знаменосцы переняли моду носить волчьи головы на шлемах после знакомства с нахами — предками вайнахов.
Насколько это соответствует действительности, пусть разбираются историки, но трепетное отношение к волку у большинства народов Кавказа очевидно.
Олицетворяющие силу лев или орел сражаются с более слабыми. А вот волк всегда идет на более сильного, чем он сам. Недостаток силы он компенсирует отвагой, дерзостью и ловкостью. Ночью волк бродит вокруг стада или рядом с аулом, презирая угрозу смерти. Попадая в беду, этот зверь умирает молча, не выказывая ни страха, ни боли. С древних времен и по сей день в представлениях горцев эти качества характера обозначают героя и достойны подражания.
"Короткоухий ты волк, волчий у тебя нрав" — такие ласковые слова горской девушки показывают высшую степень признания юноши и восхищения им.
Образ настоящего мужчины-воина настолько ассоциируется с образом волка, что это отразилось даже в пословице: "Волчица щенится в ту ночь, когда мать рожает чеченца". О мужчине, максимально проявляющем свои качества, чеченцы и ингуши говорят: "Он — геройский сильный волк". Соответственно, и внешне идеальный мужчина должен быть как "поджарый волк". Стоит ли удивляться, что мужская группа или военный отряд всегда сравниваются у этих народов с волчьей стаей?
Одно из чеченских поверий гласит, что когда наступит конец света, подует сильный ветер. Разрушатся горы, погибнут люди и животные. Лишь волк останется жив. Он смело повернется навстречу ветру. Ураган сорвет с него шкуру, и станет ясно, что это богатырь, который был в обличье животного и не понимал, кто он на самом деле.
Магические свойства имеют и части тела волка.
Чтобы ребенок рос отважным, ему давали съесть вареное сердце или печень волка.
У хевсуров долгожданного мальчика-первенца нарекали Мгелиа (волк). Считалось, что злые духи не могут причинить вреда человеку с таким сильным именем.
Когда у даргинцев рождался сын, то все приходившие по этому поводу в гости желали новорожденному стать волком или быть на него похожим. В речевых оборотах этого народа полно волчьих параллелей: "мужчина-волк", "вышел, словно волк", "он такой джигит отборный, что может огонь из волчьего глаза достать".
Мир волков и мир людей порой могут переплестись весьма причудливым образом.
Цезы полагают, что женщине опасно появляться одной вне селения еще и потому, что там она может невзначай встретить волка-одиночку, который, если возжелает, то заставит ее стать своей женой. Аналогичная история грозит и мужчинам при встрече с одинокой волчицей.
У осетин родоначальника эпических героев нартов зовут Уархага (волк), а имя нарта Уахта-нага переводится как "имеющий волчье тело". Согласно этому же эпосу, нарта Сослана закалили в молоке волчицы, и поэтому тело его было неуязвимо. У мегрелов героя эпоса зовут Гериа, а гери — это "волк" или "волчонок".
Словом, волк — весьма уважаемый зверь в представлении не только тюркских народов нашей страны, но и народов Кавказа. Причем качества характера, почитаемые в волке, многое могут сказать о системе ценностей тех, кто его почитает.
Тэги