Сегодня, пожалуй, можно научиться любым танцам: ирландской джиге, американской чечетке, страстному фламенко, волнующему бели-дансу... Но на фоне современного танцевального разнообразия незаслуженно забытыми оказались традиционные русские хороводы и заводные кадрили.
Действительно, еще в советские времена фольклорный танец превратился в академическую дисциплину, стал достоянием знаменитой "Березки" и ансамбля Игоря Моисеева. В наши дни многие даже не представляют себе, что русским народным пляскам можно обучиться, чтобы отплясывать потом на специальных дискотеках-вечерках.
Вот уже много лет в столице работает школа русского традиционного танца "Крутуха", преподаватели которой делятся секретами мастерства со всеми желающими: учат правильно двигаться, чувствовать музыку. Руководит "Крутухой" Вячеслав Асанов, вице-президент "Российского фольклорного союза", который привез это необычное название из одной из своих фольклорных экспедиций.
В "Крутухе" учат и простым хороводам, и полькам, и кадрилям. Между прочим, кадриль, несмотря на легкомысленное название, оказывается, танец непростой. Исполняют его парами, по определенной схеме, причем каждая из разновидностей состоит из нескольких колен, то есть последовательностей передвижений, как между партнерами, так и между парами.
- Недавно на фестивале в Вологде у нас 25 пар на протяжении нескольких часов плясали кадриль, - вспоминает руководитель "Крутухи", - уже и гармонист устал, и зрители умаялись, и сами танцоры подустали, но задора не растеряли - исполнили все до конца. А вообще с танцев все только начинается. Это же самая непринужденная форма общения между людьми: к примеру, наши предки во время танцевальных вечеров-посиделок подбирали себе супругов. Не отказывали себе и в резвых играх, во время которых можно было и хворостиной по спине получить. Думаете, это жестоко? Отнюдь! Во-первых, был задор увернуться, а во-вторых, по поведению девушки, если ее все-таки достала хворостина, женихи решали, годится ли она в жены. Если не вытерпела и разревелась, то такая в хозяйстве точно не нужна.
На занятиях в "Крутухе", конечно, никто никого хворостиной не хлещет. Здесь разучивают народные песни, привезенные фольклористами из экспедиций, знакомятся с традиционными обрядами и водят хороводы. А дважды в месяц собираются на специальных вечерках или, по-современному, этнодискотеках, где под звуки гармони, рожков и трещоток танцуют кадриль, играют в ручеек и поют задорные частушки. Любопытно, что на вечерки приходят целыми семьями, но главное - среди танцоров очень много молодежи.
- Молодые ищут идею в истории своего народа, - поясняет Владимир Асанов. - И многие находят себя, обращаясь к традициям. Народный танец живет в каждом из нас - главное, понять, почувствовать и не стесняться этого.
Тэги