Ноябрь – время традиционного славянского праздника "Осенние кузьминки" или "Курьи именины". И если вы ничего о нем не слышали, то для вас материал "НацАкцента" – о козьмодемьянском пиве, воровстве кур и неприличных играх на русских Кузьминках.
Осенние кузьминки или Курьи именины (а также Кузьма и Демьян, Божьи кузнецы, Куриные боги, Куриная смерть и т.д.) отмечаются 14 ноября (1 ноября по старому календарю). С этим славянским праздником связаны имена Кузьмы и Демьяна, или Космы и Дамиана — братьев, врачевателей, чудотворцев, святых-бессребреников. В народе они почитались как покровители семейного очага и свадеб, изображались священными кузнецами, выковывающими для новобрачных венцы и сами свадьбы, и являлись покровителями домашней птицы ("плодородящей курицы").
Кузьминки у славян считались девичьим праздником и входили в традиционный период проведения свадеб, а в некоторых регионах были началом свадебного сезона.
В этот день девушка-невеста (достигшая брачного возраста) становилась хозяйкой дома и готовила еду на всю семью. К вечеру молодежь собиралась в "откупленной" (иначе - снятой) у одинокой старушки избу. Продукты приносили из дома (иногда тайком) или собирали по деревне, после чего готовили праздничные блюда, главными из которых были куриная лапша и каша, жареные куры и петухи: приготовление еды из птицы было жертвой покровителям кур Кузьме и Демьяну. Часто девушки варили козьмодемьянское пиво.
В ряде регионов, например, в Нижегородской губернии, девушки группами ходили по дворам с украшенным веником и просили муку и пшено и другие продукты. Их отдавали хозяйке снимаемой избы, и она варила кашу, пекла караваи и блины. В Новгороде девушки, собрав крупу и масло, варили кашу в нескольких горшках и совместно ели ее. В некоторых поселениях кашу продавали парням, а полученные деньги делили между собой.
Когда с трапезой было покончено, молодежь переходила к песням, пляскам и играм ("Кузьминским вечеринкам", "ссыпчинам", братчинам).
Среди игр были и те, где надо целоваться прилюдно, что в другое время порицалось и считалось неприличным. Например, при игре в "Прялицу" участники становились в круг и пели песни, а кружащиеся в танце парень и девушка целовались, после чего уступали другой паре.
В некоторых селениях на Кузьминки была популярна игра "Соседи", во время которой девушку подсаживали к парню и спрашивали последнего, люба ли ему девица. За отрицательный ответ юношу выгоняли за дверь и придумывали ему наказание, а при положительном ответе пару выводили в центр и "проверяли" их отношения с помощью танца. Парень должен был взять девушку на руки и подбросить до матицы ("чтоб ногами коснулась"), здесь же молодым людям надлежало поцеловаться.
В целом в русских кузьминочных обрядах есть сходства с осенним праздником финно-угорских народов "Удырсий" ("Девичий пир") — на него девушки тоже варили пиво и откупали "Пивань кудо" (избу), где и гуляли.
Вечеринка на Осенние Кузьминки порой длилась всю ночь, и когда угощения заканчивались, парни могли безнаказанно воровать у соседей кур — такие "праздничные" кражи обычно крестьянами не осуждались, — после чего веселье продолжалось.
В некоторых регионах проводился обряд свадьбы и похорон Кузьмы-Демьяна. Из соломы готовилось чучело (антропоморфное изображение Кузьмы), которое наряжалась в мужскую одежду. Его усаживали посреди избы и шуточно женили на одной из девушек. Когда Козьма-Демьян "умирал", его несли на носилках по деревне словно на похоронах, а на краю деревни или в лесу раздирали на части.
На соломенных останках плясали и сжигали их. Характер обряда заключен и в его названии: "Кузьминки — по осени поминки".
В этот день родственникам в качестве подарка отправляли кур. В Воронежской и Пензенской губерниях в куриные именины молебны проводились в курятниках или около них — птиц окропляли святой водой, кур и цыплят приносили в церковь. В некоторых местах женщины с курами приходили в барский двор и с челобитьем подносили своей барыне на красное житье, а та в ответ дарила ленты на головное полотенце. Челобитных кур не убивали, а снесенные ими яйца считались целебными и давались страдающим желчной болезнью.
После Кузьминок начинался сорокадневный Филиппов пост до Рождества — время девичьих посиделок с рукоделиями и подготовки приданого.
Тэги