Люди с Вятки эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 3.07
(Голосов: 27)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Люди с Вятки

Удмурты  — второй по численности после мордвы финно-угорский народ в России. Где живут, во что верили удмурты, как выглядел удмуртский национальный костюм, а также какие удмуртские традиции и праздники сохранились до наших дней — в обзорном материале "НацАкцента". 

По данным переписи 2010 года, в России около 552 тысяч удмуртов, проживающих в основном в Республике Удмуртия и соседних с ней регионах. Удмурты делятся на северных, на культуру которых повлиял Русский Север, и южных, испытывавших влияние тюркской культуры. 

В состав Русского государства земли северных удмуртов вошли в 1489 году во время присоединения Вятской земли. Окончательно удмуртские земли отошли к России после взятия Казани Иваном Грозным в 16 веке.

В 1920 году удмуртский народ впервые получил государственность — была образована Вотская автономная область, с 1932 года переименованная в Удмуртскую АО, в 1934 — в Удмуртскую АССР, а с 1991 — в Удмуртскую Республику. 

История удмуртского народа 

Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".

Другие полагают, что этноним "удмурт" связан с названием реки Вятки (по-удмуртски Ватка): ватмурт, что означало "человек с Вятки", которое в дальнейшем изменилось в отмурт-утмурт-удмурт. 

Прародители древних удмуртов — автохтонные племена Волго-Камья, создавшие в Железном веке ананьинскую археологическую культуру. В начале нашей эры на ее основе сложился ряд прикамских культур, в том числе пьяноборская. Уже в 1 веке н. э. на ее базе сформировались древние удмурты. 

В основном предки удмуртов занимались земледелием, охотой, рыболовством и бортничеством. Традиционные мужские ремесла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка. Женские занятия - прядение, вязание, вышивка и ткачество. 

Селились удмурты поближе к воде: вдоль рек и вблизи родников. Традиционное жилище удмуртов — корка — это бревенчатая изба с холодными сенями. Интересно, что удмуртские гурты (поселения) строились без улиц: родственники селились кучно вокруг родовой усадьбы.

Во второй половине 19 века указ правительства ввел уличную планировку, тогда родственники продолжали селиться по соседству — на одной улице. 

Основой традиционного удмуртского общества была соседская община — бускель — состоявшая из объединений родственных семей. В удмуртской культуре важное место занимала традиция трудовой взаимопомощи — веме. Члены общины помогали друг другу на полевых работах, при возведении построек и в прочих бытовых нуждах. При этом соседей-помощников полагалось не просто накормить, а угостить по-праздничному. 

Внешность удмуртов и их характер 

Среди удмуртов часто встречаются рыжеволосые — по этому признаку они занимают одно из первых мест не только в России, но и претендуют на звание самого рыжеволосого народа в мире. С 2004 года в Ижевске даже проводится "Рыжий фестиваль". Просветитель народов Поволжья начала 20 века профессор Николай Никольский так описывал удмуртов:

"Вотяки среднего роста, довольно хилого телосложения; они тихи, вялы и неповоротливы. Волосы и глаза обыкновенно светлые, чаще рыжие. Нос небольшой, скулы выдающиеся, щёки впалые, цвет кожи желтовато-красный, лицо обыкновенно в веснушках, разрез глаз узкий, короткий лоб, несколько опрокинутый назад, рот большой... зубы крепкие и белые, подбородок острый, борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая". 

Считается, что на национальный характер удмуртов повлияла автономная жизнь в лесу, благодаря которой у этого народа появился очень спокойный (кому даже кажущийся флегматичным) тип темперамента. Также повлияла на удмуртский характер жизнь в общине и необходимость сохранять хорошие отношения с родственниками. Издревле самым тяжким преступлением считалось затеять вражду или ссору.

Удмурты очень заботятся о том, что подумают и скажут о них другие. Исследователи отмечают их доброжелательность, терпимость, деликатность, стеснительность, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости. 

Однако некоторые историки отмечают, что удмуртский менталитет носил двойственный характер. Удмурт мог быть скромным, стеснительным и неразговорчивым с малознакомыми людьми и весьма общительным среди своих. 

Удмуртский язык 

Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Выделяются северное и южное наречия. В лексике удмуртского встречается много заимствований из татарского и русского языков. 

Современный удмуртский алфавит окончательно сформировался в 30-е годы 20 века. Он состоит из 38 букв — это 33 буквы русского алфавита и еще пять с диакритическим знаком "умляут" (две точки над буквой). Литературный удмуртский язык в наше время — это синтез северного и южного наречий с учетом особенностей серединных говоров. 

Современные удмурты говорят на удмуртском и русском языках. Удмуртский язык, как и русский, является государственным языком Удмуртской Республики.

По данным переписи 2010 года, на удмуртском языке в России говорят 324 тысячи человек.

Удмуртский язык не является обязательным предметом для изучения в школах Республики. В 2014 году депутаты Государственного Совета Удмуртии проголосовали против этой инициативы. 

На национальном языке в Удмуртии выходят теле- и радиопередачи, а также печатные СМИ. Каждый год в Республике проходят курсы удмуртского языка для желающих его выучить. Чтобы попасть туда, люди ждут несколько месяцев в очереди. Причем учить язык хотят не только этнические удмурты.    

Удмуртский костюм 

До начала 20 века традиционная удмуртская одежда изготавливалась дома, в основном из холста, сукна и овчины. Костюм северной удмуртки состоял из белой туникообразной холщовой рубахи (дэре́м) со съемным вышитым нагрудником, поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. На юге удмуртки носили рубаху, поверх надевался сшитый в талию камзол или безрукавка и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Белая одежда на юге считалась ритуальной, поэтому в обычные дни носили цветную. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. 

Белую холщовую одежду удмуртки украшали вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Причем на севере в женских украшениях преобладали вышивка, бисер и бусы, а на юге — монеты. 

О девичьих и женских головных уборах удмурток стоит сказать отдельно. Они были весьма разнообразны и всегда отражали возраст и семейное положение женщины.

Замужние женщины носили налобную повязку (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (весяк кышет), высокую берестяную шапку с покрывалом, обшитую холстом и украшенную монетами, бисером или раковинами (айшон). Девушки носили платок, налобную повязку (укотуг) или небольшую холщовую шапочку, украшенную вышивкой, бисером или мелкими монетами (такъя). 

Мужской удмуртский костюм состоял из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником и поясом, пестрядинных штанов, валяной шляпы или овчинной шапки. Обувью были лапти, сапоги, валенки. Зимой и мужчины, и женщины носили шубы. 

Сейчас у молодежи Удмуртии популярна одежда с национальными элементами, есть несколько успешных дизайнеров, которые специализируются именно на этнической моде.    

Удмуртская кухня

Главными повседневными кушаньями удмуртов были хлеб, разнообразные супы и каши. Блюда из мяса и молока готовили, как правило, в холодный период — осенью и зимой. Овощи ели сырыми, вареными, печеными и тушеными, из них готовили начинки для пирогов и пельменей. Масло, сметана, яйца и мед были праздничной и ритуальной пищей. 

Самое известное из блюд удмуртской кухни, дошедшее до наших дней и, кстати, весьма популярное – это пельмени (в переводе с удмуртского "пель нянь" — хлебное ухо).

С 2015 года в феврале в Удмуртии проходит этногастрономический фестиваль — Всемирный день пельменя. Есть и другие традиционные удмуртские рецепты, слава которых, благодаря участвовавшим в Евровидении "Бурановским бабушкам", вышла за пределы Республики, например, перепечи и табани с зыретом.

Из напитков традиционно готовили хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуху (мусур), ягодные морсы. И конечно, у каждого народа есть свой традиционный алкогольный напиток, у удмуртов это хлебный самогон — кумышка или аракы

Религия и обычаи удмуртов 

Считается, что сейчас основная религия удмуртов — православие, однако в сельской местности сохранились остатки дохристианских верований. Древнейшим божеством удмуртов-язычников является бог неба Инмар. Помимо него есть и другие верховные божества, отвечающие за плодородие и погодные явления — Кылдысин, Куазь, Инву. Весьма многочисленны в удмуртских верованиях духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля. Есть и злые божества, главный из которых Кереметь (злой дух, сатана) — противник Инмара. 

У каждой семьи во дворе обязательно было культовое сооружение (куала) для семейных молений. В ней, по преданиям, обитал воршуд — дух-покровитель рода. Ему было принято подносить в жертву хлеб, блины, птиц и животных, сжигая дары в очаге куалы. Куалу можно увидеть в этнопарке "Лудорвай". 

По праздникам удмурты совершали ритуалы почитания богов. Мероприятия в куале проводили жрецы, в них также участвовали представители семьи или рода.

Жрецы читали молитвы, испрашивая у богов хорошей погоды, большого урожая, здоровья и благополучия. Затем в котле на очаге готовилась обрядовая каша, обычно из крупы, собранной в складчину, на бульоне, с топлёным маслом и добавлением яиц. Приготовленная каша сначала предлагалась богам, затем её съедали участники обряда. 

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд), где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни.

Рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот строго запрещалось.

В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления. 

Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. В праздничных народных гуляниях и развлечениях нередко участвовал весь гурт. В весенне-летних обрядах удмурты испрашивали благословения на проведение земледельческих работ. На осенне-зимних праздниках — благодарили за собранный урожай и просили дальнейшего благополучия. Новый год у удмуртов начинался вместе с земледельческими работами. 

Некоторые традиционные праздники отмечают и в наше время масштабными фестивалями с элементами традиционных обрядов. До нашего времени сохранились Вӧй (вӧйдыр) — масленица, Акашка — Пасха или первый весенний праздник, Гырон быдтон — праздник окончания пахоты и сева, Гербер — Петров день или день летнего солнцестояния. Также до современности "дожили" фольклорные персонажи — сказочный герой Лопшо педунь, удмуртский Дед Мороз Тол Бабай. У последнего даже есть своя усадьба.

Тэги
Поделитесь статьей