Сложно и интересно эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Сложно и интересно

Большой этнографический диктант впервые написали в России 4 октября. Члены региональных отделений Гильдии межэтнической журналистики, ставшей информационным партнером диктанта, приняли участие в акции и рассказали "НацАкценту" как проходило событие в их регионах.

В Архангельской области было организовано семь площадок: четыре в Архангельске, по одной – в Северодвинске, Новодвинске и Коряжме. На площадку в Северодвинске, где дежурила председатель местного отделения Гильдии межэтнической журналистики Екатерина Курзенёва, пришли старшеклассники из школ № 20 и 29. Всего этнографический диктант здесь писали 26 человек. Девятиклассники отстрелялись раньше времени и быстро разошлись, учащиеся 11-х классов вдумчиво отвечали на вопросы, поэтому отведённых 45 минут хватило не всем.

Данил Титов, 11 класс, победитель муниципального этапа олимпиады по праву:

— Диктант очень сложный, поэтому ещё минут 20 сверху было бы в самый раз. На некоторые вопросы отвечал наугад – например, про национальные блюда и костюмы. Пришлось подумать над соответствием столиц и российских республик.

По признанию школьника, диктант стимулировал его прийти домой и проверить свои ответы.

Некоторые вопросы поставили в тупик и взрослых. "С грустью для себя поставила много минусов. Хорошо, если 50 баллов наберу", — рассказала одна из участниц.  

В Волгограде акцию поддержали лидеры национальных объединений, преподаватели вузов, студенты и школьники.

Чтобы проверить ход проведения единого этнодиктанта, представители местного отделения Гильдии межэтнической журналистики отправились на одну из площадок и вместе со всеми написали работу.

Наибольшие трудности вызвали вопросы, связанные с национальной кухней, одеждой и народными промыслами, — рассказал после написания работы доктор исторических наук, профессор, директор Волгоградского филиала РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Тюменцев. — Для ответов на некоторые из них нужна подготовка, на другие могут ответить только специалисты, которые годами занимаются этнологией и этнографией. Проблема в том, что во многих вузах этнологию изучают только социологи и госуправляющие, в школах тоже мало изучают народы России. Поэтому, считаю, диктант проводить нужно, но тест должен быть научно-популярным и стоит более внимательно проработать вопросы, опираясь не узких специалистов из академических кругов, а на вузовских — ведь мы обращаемся к обществу и молодежи.

— Если молодежь знает школьную программу, она может ответить на многие вопросы, — подчеркнули специалисты. Однако представители молодого поколения с этим не согласились – полученных в школьные годы знаний им явно не хватает, чтобы без подсказки написать такой этнодиктант. Многие с трудом справились с первыми вопросами, в которых требовалось, например, соотнести столицы с названием республик, или назвать народы России, численность которых насчитывает более миллиона человек.

В Чувашии этнографический диктант написали около 800 человек, было организовано семь площадок — четыре в столице, по одной в городах Новочебоксарск, Канаш, Алатырь. Среди пожелавших участвовать были школьники, студенты, учителя, преподаватели вузов, библиотекари, воспитатели детских садов, строители, пенсионеры, чиновники.

Общее мнение участников: интересно, правда, сложновато. Однако все уверены, что диктант нужен, поскольку он пробудил у них интерес. "Буду рыться в книжках, чтобы устранить пробел", — так отвечали многие.

Коллеги из Омска отмечают, что участникам не хватило в тесте регионального компонента. Задания больше касались народов, проживающих на европейской территории России, омичам же хотелось бы ответить на вопросы о своих ближайших соседях: казахах, татарах, народах Ханты-Мансийского автономного округа.

Отсутствие регионального компонента в тестах — одна из основных претензий к организаторам. Также отмечается, что странно называть диктантом акцию, которая проводится в виде теста.

По данным ФАДН России, в этнографическом диктанте приняли участие около 85 тысяч человек: 35 тысяч человек написали его очно, еще 50 тысяч прошли онлайн-тестирование на сайте акции, что даже вызвало временные неполадки в его работе. Получается, что диктант написало 0,58% населения страны. Для первого раза результат очень хороший. Для сравнения в самой популярной акции аналогичного рода — Тотальном диктанте — в 2016 году приняли участие более 150 тысяч человек.

Один из инициаторов акции, замдиректора Института этнологии и антропологии Владимир Зорин уверен, что этнографический диктант продемонстрировал возросший интерес граждан к этнокультурному палитре своей родины.

"Это победа современной государственной национальной политики и этнографической науки. Диктант также показал разную степень внимания к этим вопросам в регионах.

Наибольшее количество площадок было в республиках, среди областей и краев лидируют Оренбуржская область, где диктант прошел на 80 площадках, Пермский край — 21 площадка. Меньше всего площадок и участников было в крупнейших мегаполисах страны", — отметил он.

"Интерес к обычаям, мифам, праздникам народов, которые проживают в России, - это залог того, что никогда не повторится конфликт в Бирюлево, на Манежной площади или война на Кавказе, — считает глава ФАДН Игорь Баринов. — Как только мы теряем эти нити, которые соединяют нас многие века, наши народы, исповедующие разные религии, это сразу становится для такой большой, многонациональной страны как Россия проблемой. Понятно, что одним диктантом мы не решим эту проблему, но такие мероприятия должны быть регулярными, начиная с детского сада... Из этих маленьких кирпичиков, из этой мозаики складывается мир, взаимное уважение и согласие народов".

Результаты диктанта будут объявлены в День народного единства, 4 ноября. Организаторы обещают опубликовать не только правильные ответы, но и разбор типичных ошибок.

Тэги
Поделитесь статьей