Глянцевые журналы утверждают, что хлеб нынче есть немодно. Мучное, вторят им диетологи, относится к "мертвым" продуктам, которые только затрудняют пищеварение, а пользы организму не приносят. Но мы-то с вами знаем, что бывает, если хозяйка, накрывая на стол, вдруг вспоминает, что забыла купить хлеба. Хватает ноги в руки и бежит исправлять ошибку. Как же без него за стол садиться?! Получается, что в данном вопросе новомодные диетологические тенденции нас мало волнуют.
Веками в России к хлебу относились не только как к еде. Наши предки считали его даром Божьим. А от такого разве отказываются? Кстати, русский национальный хлеб - черный, из ржаной муки. Готовится на закваске, а не просто на дрожжах. Выпекать можно было не каждому и не всегда. Например, женщине во время месячных, после родов готовить хлеб запрещалось. Не пекли хлеба и по великим церковным праздникам, по воскресеньям. В печь помещали молча; пока пекся, громко не разговаривали, не бранились, полов не подметали. Боялись, что хлеб испугается, закапризничает и не удастся.
В избах у славян буханка хлеба постоянно лежала в красном углу на столе. Словно бы демонстрируя готовность хозяев к приему гостя. Хлеб как оберег клали в колыбельку к новорожденному, брали с собой в дорогу. Шли свататься - опять же не с пустыми руками.
Не только каравай, каждый его кусочек или даже крошка символизировали долю человека. Считалось, что от обращения с хлебом зависят собственные здоровье, сила и удача. Можно сказать, что существовал целый свод правил, посвященных обращению с этим сакральным кушаньем. Хлеб нужно было съедать весь до последней крошки. Кстати, если у человека во время еды изо рта сыпались крошки, славяне считали, что жить ему осталось недолго.
Нельзя, например, было за кем-нибудь доедать хлеб. Так можно было лишить человека счастья, силы. По той же причине нельзя было есть хлеб за чьей-то спиной. Давать собакам во время еды хлеб со стола - к бедности.
Хлебом кормили не только живых. Его клали в гроб, крошки рассыпали на могиле. Чтобы их клевали птички - души покойных.
Кстати, не стоит думать, что это только русичи такие суеверные. Английские крестьяне весной, перед тем как начать пахать, в первую борозду обязательно клали ломоть хлеба. Угощали, пытались задобрить матушку-землю. А британские моряки считали, что, когда режешь хлеб, нельзя переворачивать его верхней коркой вниз. Иначе где-нибудь в море непременно перевернется судно.
А еще хлеб многое мог рассказать о человеке, его готовившем. Ведь не бывает такого, чтобы разные хозяйки по одному рецепту испекли одинаковый хлеб. Конечно, многое зависит от качества муки, воды. Но славяне считали, что дело главным образом в человеке. Например, чтобы определить характер невесты, будущая родня просила ее испечь хлеб. Готовый каравай тщательно дегустировался. У доброй, веселой, полной жизненных сил хозяйки каравай получался самым вкусным! А зачем нам другая хозяйка?
Настоящим ржаным хлебом любили угощаться не только простые крестьяне. Граф Шереметьев как-то жаловался Пушкину: "Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!"
Так что, уважаемые противники мучного, простите, но в этом вопросе вы на нас вряд ли сможете повлиять.