В центре Оренбурга есть рынок, на который горожане ходят не только за покупками, но и посидеть у фонтанов, полюбоваться нарядными клумбами и даже… приобщиться к народной культуре.
Казачий славянский базар организовал Юрий Бельков - атаман Оренбургского отдельского казачьего общества. Началось все с того, что 6 лет назад разорился местный деревообрабатывающий комбинат. Выкупив убыточное предприятие, казаки решили построить на его месте рынок. Производство при этом сохранили. Просто перевезли станки из центра города ближе к лесу, в село Ташла.
Местные фермеры сразу оценили славянские торговые ряды: чисто, денег арендодатели берут умеренно, да и охрана надежная - казаки с нагайками. Если что - в обиду не дадут.
На большинстве российских рынков давно торгуют выходцы с Кавказа. И тому есть вполне логичное объяснение: эти народы веками торговали, у них это хорошо получается. На Казачьем славянском базаре за прилавками в основном русские. И дело не в том, что остальных не пускают. Слово "славянский" в названии сразу расставляет все точки над "i". И народ не обижается. Ведь если хочется, можно открыть рядом, например, армянский рынок. И, скорее всего, посещать его будут не меньше.
- Начали с рынка. Потом, естественно, возникла необходимость его охранять, - вспоминает атаман Бельков. - И поскольку Оренбургский край - казачий, решили организовать именно казачью охрану. Сейчас часть денег, которые зарабатывает рынок, направляем на развитие казачества и, конечно, на музей, который мы открыли прямо здесь, на рынке, два года назад.
Базарной этнографической экспозиции позавидует сегодня любой краеведческий музей. Народ потянулся на рынок не только за хлебом, но и за знаниями. Среди старинных предметов казачьего быта - весы, самовары, фотографии, значки, медали, иконы, костюмы, патефоны. В представленной коллекции старинных золотых и серебряных часов сломанных нет, все отремонтированы и исправно ходят. А любой из самоваров можно растопить!
В музее всем желающим помогают восстановить свою родословную по архивным спискам. Человек, знакомясь с историей рода, часто узнает, что среди его предков тоже были казаки, и появляется желание вступить в казачье общество. Причем назваться казаками стремятся и продавцы, и покупатели.
- Те деньги, что зарабатываем, не тратим на строительство яхт, содержание футбольных команд. Делаем то, что считаем нужным для наших детей, - говорит Юрий Бельков. - Ведь без знания истории у них нет будущего. Например, тормозная система на ретромобилях, которые можно увидеть рядом с музеем на улице, почти не отличается от современной. В России уже тогда умели это делать, да так качественно, что до сих пор все работает! А старинные рецепты кваса, колбасы! Мы ими вовсю пользуемся и сейчас. Иконы с золотыми окладами или орден Победы с изумрудами мы для музея купить не сможем - денег не хватит, но простые вещи берем. Что-то покупаем с друзьями вскладчину. Например, орден Святого Владимира я бы один не осилил. Люди давно поняли, что музей для нас - не бизнес и мы не занимаемся перепродажей, поэтому стали передавать в музей предметы старины. Я не бизнесмен и не коллекционер. Просто стараюсь жить по-казачьим законам - не только для себя.