В 2017 году мир отпразднует 200-летие со дня рождения художника, принесшего широкую известность русскому искусству — Ивана Айвазовского. В Москве к этой дате приурочили масштабную выставку, на которой можно увидеть 150 картин и 55 графических произведений художника. За первые две недели экспозицию в Третьяковке посетили 55 тысяч человек. Имя этого художника-мариниста известно всему миру, однако немногие знают о его армянском происхождении.
Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в Феодосии в семье торговца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских 17 (29) июля 1817 года. Предки художника переселились из турецкой Армении в Галицию в XVIII в. Документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Известно только, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова. Отец художника Геворг Айвазян взял себе европейское имя Константин и после переселения в Феодосию предпочитал писать фамилию на польский манер: "Гайвазовский". Позже художник отбросит первую букву фамилии и путешествуя по Италии начнет подписываясь на итальянский манер — Giovani Aivazovsky.
Первым необычные художественные способности маленького Ованеса обнаружил феодосийский архитектор Яков Кох. Он дал ему первые уроки мастерства и рекомендовал обратить на него внимание местному градоначальнику. Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист, художник Иоганн Людвиг Гросс. Вскоре после окончания учебы в Санкт-Петербургской Академии художеств и поездки по Европе Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России.
Конечно, в первую очередь художник прославился своими морскими пейзажами и батальными сценами. Гораздо меньше известны его картины на армянские темы, но они тоже очень любопытны. Путешествуя по Закавказью, Айвазовский запечатлел горы, тифлисский быт, Арарат и Араратскую долину. В числе написанных тогда работ большое полотно "Сошествие Ноя с горы Арарат". Крещенный в Армянской апостольской церкви Айвазовский создал целый ряд картин на библейские и исторические сюжеты: "Хаос. Сотворение мира", "Крещение армянского народа", "Клятва. Полководец Вардан".
Художник тяжело переживал армянские погромы в Турции в 1894-1896 гг., пытался по возможности оказывать помощь выжившим, помогал беженцам найти жилье. Под сильным впечатлением от этих событий Айвазовский написал картины "Погром армян в Трапезунде", "Армян погружают на корабли", "Армян живыми бросают в Мраморное море". Их карандашные эскизы были опубликованы в сборнике "Братская помощь пострадавшим в Турции армянам". Выставки этих картин прошли по всей Европе.
В ряду картин на армянскую тему — портреты бабушки художника Ашхен, его старшего брата, служителя Армянской Церкви Габриэла, католикоса Хримяна и, конечно, его второй жены — Анны Бурназян-Айвазовской. Большая разница в возрасте (ему было 65 лет, ей — 25) и неудачная первая женитьба художника не помешали заключить новый брак. Эчмиадзинский Синод одобрил развод Айвазовского с англичанкой Юлией Гревс, давно уже не жившей с мужем и даже восстанавливавшей против него дочерей. В год свадьбы Айвазовский написал портрет молодой жены в национальном платье с прозрачной косынкой на голове. Еще одна посвященная ей картина — "Сбор фруктов в Крыму". "Благодаря этой женитьбе я стал ближе к своему народу", — признавался художник.
Несмотря на постоянную активную творческую работу, Айвазовский оставался деятельным гражданином своего государства и малой родины. На его средства в Феодосии были построены здания картинной галереи, археологического музея, новая армянская школа и типография, общегородское художественное училище. Художник также провел в город питьевую воду, способствовал строительству железной дороги.
Иван Айвазовский похоронен в Феодосии на территории средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). На мраморном надгробии на древнеармянском языке написаны слова историка Мовсеса Хоренаци: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память".
Тэги