А не надеть ли сарафан?

А не надеть ли сарафан?

Нынче даже международные конкурсы высокой моды национального костюма проводят. Например, на последнем "Этно-Эрато" - его вот уже 9 лет весной устраивают в Москве - были представлено аж 160 коллекций из 33 стран! Народные традиции дают небывалые богатство выбора и простор для дизайнерской фантазии: сверкающая парча и атлас, россыпи бисера и монет, драгоценные меха, лен, кожа, узорный войлок, старинные кружева и фольга, звенящие подвески и невесомые расписные шелка - не перечислить всего, что веками носили на себе традиционные модники и модницы. 

Нынешняя наша одежда по сравнению с традиционной народной выглядит более уныло. Быть может, сказывается то, что уж в очень суетное время живем. В мордовской сороке – женском головном уборе – в маршрутку, знаете ли, не залезешь, разве что, сильно пригнувшись… Или попробуйте надеть старинную женскую одежду – сарафан с рубахой. Можно ли в ней пойти быстрой, решительной походкой? Невольно выпрямишься, поднимешь голову и ступишь мягко. Народный костюм – это же состояние души!

Вплоть до 20-го века сарафан был одеждой женщин всех сословий России. А вот появился он на Руси в 16-м веке как... мужская одежда. "Сарафаном" тогда называлась глухая наплечная одежда с длинным рукавом, которую носили князья. Такой сарафан мог иметь съемные длинные рукава. Шились сарафаны из парчи, шёлка и тому подобных дорогих привозных материалов.

Само слово  персидское и означает "парадная одежда". Сарафаны были самые разные, различались кроем - прямые, круглые, глухие и распашные, туникообразные, декорировались вышивкой, тесьмой, кружевами, пуговицами, сажеными речным жемчугом и перламутром… Самый древний - косоклинный -сарафан назывался "глухим". Его переднее и заднее полотнища составляли единое целое, перегнутое на плечах с небольшой горловиной, маленькими проймами для рук.

В каждом уголке страны были свои фасоны сарафана и мотивы вышивки и потому "встречая по одежке", можно было сразу сказать, откуда прибыла гостья. Косоклинные в основном носили жительницы русского Севера. Красавицы Олонецкой, Новгородской, Псковской, Архангельской губерний украшали центральную планку и бретели нашивками с вышивкой, а подол - цветными горизонтальными полосами. Северный косоклинный сарафан можно сравнить с современным кроем "юбки-солнце" или "полусолнце". В старину, для того, чтобы сшить такой сарафан необходимо было около 45 метров. А все потому, что ткали тогда полотно узким. Такой крой создает своего рода "колокол -  энергогенератор", который способен сохранить и усилить женскую энергию. Утверждают, что силу сарафана можно почувствовать уже через 20-30 минут ношения: женские глаза начинают светиться, спина расправляется, походка меняется, движения становятся более плавными…

Вот и мэтр отечественной моды Вячеслав Зайцев неравнодушен к русскому костюму и горюет, что на улицах в русской национальной одежде сейчас никого не встретишь:

- В сознание русских людей десятилетиями внедрялось ошибочное представление, будто традиционная одежда — это костюмы народных и псевдонародных ансамблей. Расписанные красными петухами, изуродованные каким-то нелепым "золотым" декором. В общем - безвкусица. Оттого-то мы сейчас и на пепелище — русскую одежду никто не производит и, в общем-то, люди пока что не особо горят желанием ее покупать, – сетует кутюрье. - Но ведь ситуация может быть переломлена. Это дело, без преувеличения, государственной важности! И касается это не только экономической безопасности страны (ведь одеваясь так, как мы сейчас одеваемся, мы спонсируем кого угодно, только не отечественную легкую промышленность), но и идеологии, и даже политики, и здоровья нации, кстати, тоже. Лен, хлопок, шерсть — то, из чего шьется традиционный русский костюм, — это ведь не синтетика, в которой тело совсем не дышит.

Тэги