Вообще-то драться нехорошо. Но думаю, не ошибусь, если скажу, что дрались в России всегда. Странно, диковато даже, но этот способ общения из глубокой древности дожил и до наших дней.
Дрались раньше славяне исключительно по праздникам, а не каждый божий день. С другой стороны, праздничных дней в давние времена было значительно больше, чем нынче, потому недостатка в "общении" не ощущалось.
Естественно, приходили на торжества не только за тем, чтобы разрядиться физически, больше проблемы разные обсуждали, встречались с родственниками да свойственниками. Из разных деревень сходились в ту, где на этот раз отмечали престольный праздник. Так по очереди в течение года из одной деревни в другую и ходили, общались, пока не обходили весь приход. Ну и естественно наболевшее обсуждалось.
Кстати, причины конфликтов с годами не сильно изменились - кто-то кому-то отказался помочь, когда очень было нужно, кто-то взял больше, чем было положено и т.д. Но в обычные дни воли рукам не давали. Ссоры копились, не мешая трудиться, а все выяснения отношений откладывали на потом. Зато уж в праздничные дни народ отрывался на всю катушку, позволяя себе от души попраздновать, порадоваться, а заодно и разобраться с тем, кто насолил.
Начиналось с того, что парни друг другу все накопившиеся неприятные события на вид ставили. Иногда, даже заранее сочиненные оскорбительные частушки исполняли - вот ведь творческий подход к делу был! Пытались спровоцировать драку, не выходя при этом, за рамки деревенской этики, то есть за пределы допустимого. Чтобы не обвиняли потом, что подрались просто так без повода. Ведь и наши предки драку не одобряли, достойным способом времяпрепровождения ее не считали.
Так как же перейти от обычного порядка мирной деревенской жизни, к выяснению отношений, да так, чтобы соблюсти "приличия"? А вот для этого целый ритуал существовал. Деревенская этика признавала один фактический повод, когда применение физической силы мужчинами было допустимо: для защиты женщин и детей. Поэтому и способы провокации находили соответствующие. Например, вперед гуляющей толпы парней выпускали одного - двух подростков, которых поили до бесчувствия. Так поили, что идти они еще могли, но уже не совсем вертикально. И эти подростки сквернословили, завидев встречную толпу, останавливались, ножики в землю втыкали. Подпустив поближе, начинали оскорблять, толкать, иногда просто падали на встречных парней. Те их отталкивали и… начиналось: наших детишек бьют! А дальше – "малыши", отойдите и стенка на стенку.
Другой вариант - охрана девушек. Парни ведь в соседнюю деревню не только подраться приходили да знакомых повидать, нужно было еще и личную жизнь устраивать, а для этого с девушками знакомиться. Последнее частенько перерастало в серьезные отношения, невесту вообще обычно из соседней деревни брали. А и в моем детстве случалось еще, что в городе поводом для драки между дворами становилось появление чужака, оказывавшего местной девушке знаки внимания.
А теперь о главном: чтобы применять силу никакой культуры не требуется. Организм сам все подскажет. Да и человеком для того, чтобы драться, быть совсем необязательно. Традициями силового поведения русских, были, прежде всего, традиции ограничения силы. Перед дракой, например, парни всегда надевали белые рубахи. Это потому, что кровь на белом видна сразу, а ее появление на рубахе или на голове означало немедленное прекращение драки.
А еще драку прекращали, если вдруг появлялась девушка. Когда она, например, видела, что жестоко бьют кого-то из односельчан, родственников, а то и жениха, то просто бросалась в драку и становилась около пострадавшего. Если человек уже лежал на земле, падала на него и закрывала собой. И драка сразу прекращалась. Сразу! Потому что девушку бить нельзя, это все знали.
Очень надеюсь, что эту заметку прочтут некоторые наши народные избранники. С одной стороны, если они в Думе дерутся, значит, на работу, как на праздник ходят, и это хорошо. Но с другой-то стороны все-таки к народу и его традициям ближе надо быть. Плохому ведь не научат.