Казнить нельзя помиловать

Казнить нельзя помиловать

Волна педофилии, захлестнувшая в последнее время страну, вызвала в обществе ...

 
 
 
 
27 ноября 2008

Волна педофилии, захлестнувшая в последнее время страну, вызвала в обществе бурю публичных обсуждений степени… членовредительства (!), допустимого в отношении этих нелюдей: клеймо на лбу, отсечение руки, кастрация… Набор не случаен и не нов.

Во времена, предшествовавшие уголовному кодексу, за такое действительно могли серьезно покалечить и изгнать из селения, но чаще просто убивали. Причем коллективно. Этот вид возмездия негласно сохраняется до сих пор в некоторых регионах России (к примеру, на Кавказе), где, кстати, уровень сексуальных преступлений в отношении детей чрезвычайно низок. Нынешняя правоохранительная система предусматривает за различные проступки целую шкалу карательных мер - от штрафа до смертной казни. В обычном, народном праве главным всегда было не столько наказать, сколько... исправить, перевоспитать человека.

Возьмем, например, мордовские неписаные законы. Они называются "кой". В народе считают, что появились они вместе с возникновением самой Земли, и ценят их больше, чем материальное наследство предков. Первая карательная мера по традиции - порицание. Мордовская пословица "и царь хотел, да отец не велел" означает, что слово общины, близких людей ценится дороже, чем приказ любого руководителя. Если порицание не помогало, старейшины и родители могли перейти к следующей мере - публичное посрамление. Это была весьма жестокая процедура. Виновного водили по селу, и у каждого двора, каждый сельчанин выходил и бил преступника соразмерно вреду, который ему лично был нанесен. Очень редко, но бывало, что результатом публичного посрамления становилась смерть. Известен случай, когда вору, укравшему улей, этот самый улей надели на голову вместе с роем пчел. Исход - летальный.

Пока ведутся долгие споры о гуманности и эффективности нынешнего российского законодательства, наш многонациональный народ давно уже для себя определил жесткие рамки ответственности за преступления. Современное законодательство намного гуманнее, и оно, вобрав в себя вековые нравственные постулаты, эффективно заменило традиционное право 160 народов России. Но действительно ли сегодня гарантируется адекватность наказания для всех преступивших закон? Над этим стоит подумать! Ведь когда перестает должным образом работать правоохранительная система и у людей появляются сомнения в ее справедливости, из глубин народного подсознания могут начать подниматься отголоски обычного, неписаного, права, которое веками регулировало и охраняло жизнь сообщества. И если у населения возникнет соблазн реанимировать законы предков, начать восстанавливать попранную справедливость исходя из национальных обычаев, то порядка в стране это не прибавит. Намного лучше, если жесткие законы обычного права останутся в прошлом как объект изучения историков. Сегодня очень важно понимать, что серьезная озабоченность власти действенностью правоохранительной системы страны не формальная риторика, а насущная необходимость. И касается это каждого.


Материалы по теме:
3243