День пограничника – это не только профессиональный праздник элитных подразделений российской армии, но и казаков. Практически в каждом приграничном регионе страны они помогают контролировать пограничный режим. Не исключение и Волгоградская область, по территории которой проходит участок границы с Казахстаном. Здесь, в Палласовском районе, ежедневно на службу выходят члены муниципальной казачьей дружины и вместе с силовиками охраняют южные рубежи страны.
Пока станица спит
Почти 250 километров по прямой – и это только у Волгоградской области. Граница России и Казахстана считается самой протяженной, но почти не фиксируется естественными рубежами. По пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности мимо соленого озера Эльтон. Зимой здесь дуют суровые холодные ветры, летом – испепеляющая жара буквально выжигает землю, умерщвляя все живое. Таковы условия на этой погранзаставе.
Последние девять лет пограничникам здесь помогают казаки общества "Станица Мирная".
К тому, что казаки привлекаются к охране административных границ, школ, детских садов и других социально важных объектов, в Палласовском районе уже привыкли. Казачьи патрули на улицах давно не экзотика. Местные жители к дружинникам в казачьей форме относятся по-доброму. Да и силовики считают казачьи патрули хорошим подспорьем. Согласны с ними и селяне: в населенных пунктах на приграничных территориях стало безопаснее.
Атаман Николай Попов сам 16 лет назад служил здесь по контракту в разведке. Поэтому знает местность от и до.
– Тогда я в составе погранвойск выполнял задачи по обеспечению безопасности с нашей стороны. Нужно было следить, не появился ли кто из чужаков на российской территории, проверять документы и задерживать нарушителей. Впрочем, идентичные функции мы выполняем и сегодня, но уже в составе муниципальной казачьей дружины, – рассказал Николай Викторович.
– В 2012 году мы вошли в реестр казачьих обществ Российской Федерации. В соответствии с федеральным законодательством мы имеем право нести службу по охране общественного порядка совместном с правоохранительными органами. Мы подписали соглашение с пограничным управлением ФСБ России по Волгоградской области о совместной деятельности по охране наших государственных рубежей. Всего с 2007 года при нашем участии было пресечено свыше 60 нарушений пограничного режима.
Династия
В "Станице Мирной" служат потомственные казаки и те, кто вступил в казачье общество по убеждению. Всего – 276 человек. Двадцать из них несут службу по охране государственной границы. Проверка документов у граждан, досмотр транспортных средств и перевозимых грузов, разъяснительная работа среди местного населения об особенностях пограничного режима – эти и другие задачи сегодня выполняют станичники вместе с пограничниками.
По стопам атамана Николая Попова пошел и его сын Андрей. Отслужив в армии, парень вернулся на малую родину и вступил в казачью дружину. Теперь заступает на службу вместе с отцом.
В этом и есть преемственность поколений, говорит парень, продолжение казачьих традиций, неразрывно связанных со служением Отечеству.
– Казаки на протяжении всей своей истории жили во имя Отчизны, обороняли границы Российской империи, и при возникновении малейшей опасности государь призывал их на помощь, – говорит есаул Андрей Попов. – Они жили в местах несения службы вместе с семьями. Я горжусь своими предками и тем, что продолжаю их традиции.
Вековые традиции
Издавна первыми, кто встречал нашествия иноплеменников, были казаки. Их поселения на Дону — от Медведицы до Азова — поначалу были независимы от центральной власти. Однако все изменилось в 16-м столетии, когда донские казаки были вынуждены признать верховную власть русского царя – их официально призвали нести службу по охране южных рубежей российского государства.
Когда в 1717 году после масштабного набега крымских и кубанских татар на Нижнее Поволжье Царицын (прежнее название Волгограда до 1925 года. – Прим. ред.) был разграблен, возникла острая необходимость создания сторожевой укрепленной линии в междуречье Волги и Дона. Эта территория во все времена считалась наиболее уязвимой для набегов враждующих племен.
Спустя 300 лет современная Волгоградская область вновь оказалась приграничным регионом и главными воротами на юг России, она по-прежнему нуждается в обеспечении безопасности и защиты от внешних угроз.
Во времена Петра I между Царицыном и Паньшино была построена 60-километровая сторожевая линия – крупнейшее для того времени фортификационное сооружение с деревянными палисадами, 23-мя форпостами и пятью земляными крепостями. А службе на ней несли регулярные войска и донское казачество. В связи с созданием Царицынской укрепленной линии с 1731 года земли от Дубовки до Камышина стали заселяться сотнями семей украинцев и донских казаков. Впоследствии они образовали Волжское казачье войско с центром в Дубовке.
Впрочем, правительство использовало донских казаков не только для охраны южных границ.
Казаки участвовали в войнах с Турцией и Польшей. Донское казачье войско участвовало во всех войнах России в XVIII-XX веках. За службу их поощряли не только деньгами, но еще и порохом, свинцом, сукном, хлебом.
Сейчас для добровольных казачьих дружин Волгоградской области эти упоминания из истории – как соль на раны. Потенциал их вовлеченности в охрану государственной границы большой, однако, по их мнению, в полной мере не реализован. И тому целый ряд причин. Деятельность казаков по защите государственных рубежей является абсолютно добровольной и безвозмездной. А ведь характерная черта приграничных районов, каким является Палласовский, – высокий уровень безработицы. Несение службы по охране российско-казахстанской границы могла бы решить эту проблему. Тем более, что в рядах той же "Станицы Мирной" довольно много молодежи, которой материальная поддержка уж точно не помешала бы.
Тэги