В составе Трехбалтаевского сельского поселения Шемуршинского района Чувашии два населенных пункта – село Трехбалтаево (в 583 дворах живут 1274 человека) и деревня Байдеряково (178 двора, 844 человека). Оба населенных пункта многонациональные – татары (65%), чуваши (25%), мордва и русские (около 6 %), ну и единичные представители других национальностей.
В советское время в руководстве здесь в основном были чуваши. Но в последние 15-20 лет власть "перешла" в руки татар. Теперь администрация сельского поселения – все три человека – мононациональна. Услышав о том, что это ситуация, якобы, местных жителей напрягает, корреспондент "НацАкцента" поехала в село, чтобы на месте разобраться, как там реализуестя национальная политика и не зреет ли случайно "очаг межнациональной напряженности".
К своему удивлению, выяснила, что селян национальный вопрос вообще не волнует. А сложившийся "этнический перекос" во власти они преспокойно объясняют объективными причинами. Несколько человек высказали мнение, что якобы чуваши, к примеру, сами не очень хотят быть сельскими чиновниками – зарплаты небольшие, а ответственности выше крыши!
Во-вторых, оказалось, чувашское и мордовское население в селах в основном представлено людьми пожилыми. Молодые уезжают учиться и в село не возвращаются. А главы немногих молодых семей предпочитают ездить на заработки за пределы республики, а вовсе не брать инициативу на себя и становиться "начальниками". Некоторые даже рады, что это бремя не лежит на их плечах…
В-третьих, и это, наверное, главное, татар стало больше! Татарские семьи многодетные – поэтому кто-то из детей в селе обязательно остается. И работать в администрации им больше по душе. До 2015 года в поселении был главой татарин в возрасте, в прошлом году назначили/выбрали его 25-летнего соплеменника. Сельчане больше недовольны не его национальностью, а ... молодостью! Говорят, неопытный...
Преференций "своим" в ущерб всем остальным в поселении мои собеседники тоже не наблюдают. Да и прежде таких случаев здесь не припомнили: все что положено – субсидии на жилье участникам войны и их вдовам, земли для строительства молодым семьям – все распределяется по закону и справедливо, невзирая на этнической происхождение.
В депутатском корпусе представлены все национальности (татары и чуваши поровну, есть русские и мордва). В школе – больше учителей чувашской национальности. Учителя рассказали, когда в школе были татарские и чувашские классы – между учащимися иногда случались стычки, а теперь, когда в одном классе сидят мальчишки и девчонки разных национальностей, конфликты прекратились …
На улице в разговоре с ходу и не понять, кто какой национальности, – все свободно общаются на языках друг друга, легко переходя с одного на другой, хотя и не скажешь, что они легкие и похожие. "Смесь французского с нижегородским, – хитро улыбаются трехбалтаевцы на вопрос о "государственном" языке села. – Все мы тут полиглоты".
"Как и во всей республике, у нас два государственных языка, – бодро заявили мне те самые татары в администрации сельского поселения. - Ну а в обиходе зависит от того, с кем повстречаешься. Например, приходит к нам русский, говорим на русском, чуваш – на чувашском, татарин – на татарском…"
"Эрзя – на эрзянском", – подхватываю я и в ответ слышу неожиданное: – "Они у нас по-чувашски хорошо говорят…" "А на эрзянском?" – "Только между собой. И то в основном пожилые, а молодые, как и все, на "с кем повстречаешься".
Может, и есть Трехбалтаевском недовольные национальной политикой или этническим составом местной власти, но мне такие вообще не встретились. Зато убедилась, что здесь все четыре народа как жили веками вместе, так и сейчас не делятся на "своих" и "чужих".
Когда пару лет назад ответственность за национальную политику указом Президента РФ была передана на муниципальный уровень, многие восприняли это как перекладывание ответственности на плечи и без того загруженной проблемами местной власти. Однако опыт показывает, что все так называемые "межнациональные проблемы" это прежде всего следствие некачественной работы местной администрации в области экономики и справедливого распределения социальных благ.
Там где, как в Трехбалтаевском, в этом плане все хорошо и честно, национальный компонент проблем не создает, а только обогащает и делает ярче жизнь людей.
Тэги