За последние несколько лет в три раза увеличилось число граждан России, осужденных по 282-й статье Уголовного кодекса ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). К таким выводам пришел Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР), исследовавший статистику судебного департамента при Верховном суде.
В 2015 году количество осужденных по 282 статье УК РФ составило 414 человек, тогда как в 2011 году такой приговор получили 137 человек, сообщила 5 мая Газета.ru.
По данным ЦЭПР, в первую очередь выросло количество осужденных по части 1 282-й статьи, в которой упоминается использование интернета в экстремистских целях.
В 2011 году с такой формулировкой были осуждены 82 человека, а в 2015 году — уже 369.
Также за несколько лет серьезно выросло число осужденных по статьям 280 и 280.1 УК ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и сепаратизму"). В 2011 году по этим статьям осудили 12 человек, а в 2015 году — 69.
Эксперты разделили осужденных за экстремизм на несколько основных групп: националисты из ультраправых движений, "случайные" националисты, не состоящие в националистических группах, но осужденные за экстремистские лозунги, религиозные экстремисты и проукраинские активисты, которых судят за высказывания в поддержку Украины и осуждение действий российских властей в Крыму и Донбассе.
В докладе отмечается, что правоохранительные органы активнее используют и административную часть антиэкстремистского законодательства.
Силовики ищут опубликованные в интернете тексты, видео и аудиозаписи, соответствующие ст. 20.29 КоАП ("Производство и распространение экстремистских материалов"), опираясь на федеральный список экстремистских материалов. Эксперты отмечают, что часто подобные дела выглядят нелепо: за нацистскую символику принимают кельтские кресты, а экстремизмом называют пропаганду антифашизма.
По мнению экспертов ЦЭПР, на рост числа антиэкстремистских дел влияет так называемая "палочная" система отчетности силовых органов. "Силовики в этой сфере ловят сигналы властей и стараются выслужиться. Как это сделать, никто не понимает, и дело доходит до гротеска. Сказывается возможность широких трактовок антиэкстремисткого законодательства", — заявил глава ЦЭПР Николай Миронов.