Середина весны – прекрасная пора для путешествия в горы. Собираясь в поход, изучите местные поверья, чтобы, повстречав бесплотных обитателей гор, не повторить судьбу первопроходцев.
Старик Борис, или Боб, был знаменит на всю округу. Он жил в одиноко стоящей хижине на Каракольских озёрах, на высоте почти двух тысяч метров. Единственным способом добраться к Бобу была восьмикилометровая узкая тропа, поднимающаяся почти отвесно к перевалу Багаташ. И всё же люди нескончаемым потоком шли и шли к старику.
Шли и мы: взбирались в гору по узкой скользкой тропке, пролегающей через хвойные заросли, горные стремнины и ежевичные поляны. В середине пути тропу пересекал ледяной ручей, и молодая девушка-проводник попросила нас остановиться и прислушаться. Почувствовать воздух, его вкус, температуру, силу ветра. Скоро нам предстояло попасть в царство других стихий, по ту сторону ручья. Журчащий поток ледяной воды, словно портал, перенёс нас на другой берег, где встретили холод, влажность, непередаваемо прозрачный воздух и низкие тяжёлые жемчужные облака.
Эта дорога — единственная, ведущая в озёрный край, покоящийся в чаше между двумя хребтами, вдали от людских поселений. В конце пути нас ждала еловая роща, ежевичный ковёр, усыпанный кедровыми шишками, а за опушкой — зеркальная поверхность первого озера. Мы вышли из тенистой прохлады леса, вступая в святая святых Алтая — долину Каракольских озёр.
Семь озёр, соединённые подземными протоками, цепочкой пронизывают горное ущелье и ступенями поднимаются к заснеженному перевалу Багаташ. Здесь слепящее солнце скрывается за набухшими влагой тучами резко и без предупреждения, заставая врасплох даже опытных проводников. В этом наполненном силой и энергией месте, на берегу самого крупного озера и жил шаман Боб, лечивший людей от всех болезней.
Путники, искавшие исцеления, покидали дом старика с улыбкой на лице. С какой бы болью ни приходил человек, разговор с Бобом приносил ему облегчение, ведь тот умел указать на истинно важные вещи и вселить надежду, заставляя забыть о болезни. "Мне кажется, шаманы — просто очень хорошие психологи", - усмехается Иван, проводник с турбазы на Каракольских озёрах. Много лет назад его мать, работавшая тогда на конных маршрутах, чуть не лишилась жизни под копытами взбесившейся лошади. Животное разбило ей голову и переломало кости, в результате чего женщина надолго впала в кому. Когда врачи уже потеряли надежду и хотели отключать аппараты жизнеобеспечения, друзья выкрали женщину из больницы и отвезли к шаману Бобу в горы. И произошло чудо.
Встав на ноги, мать Ивана выстроила неподалёку от хижины шамана туристическую базу, чтобы путешественники тоже могли приобщиться к тайнам алтайских гор. Когда приезжих стало слишком много, Боб собрал свои вещи и уехал доживать жизнь на Телецкое озеро, где и умер через два года, успев стать чемпионом края по гонкам на снегоходе. Он был русским, но алтайцы почитали его, как одного из последних настоящих шаманов.
Шаманизм — это не просто вера. Это осознанное взаимодействие с миром духов. Шаманы — не просто маги, но наставники, исповедники, лекари, врачеватели души и тела. Алтайский шаманизм родился из мифических представлений местных жителей о единстве человека и мира природы и о том, что связывать эти два элемента должны посредники, наделённые особым даром.
Иван ещё помнит мудрого старика, который знал, как разговаривать с людьми и с духами. "У меня до сих пор хранятся лечебные сборы, которые он сам готовил из трав, растущих здесь, в окрестных горах. Он знал, какое растение избавляет от боли в горле, а какое — от мигрени", - вспоминает Иван.
Наутро мы отправляемся наверх к перевалу, к таинственным Замкам Горных Духов. С вершины открывается вид на ожерелье зеркальных, прозрачных, как слеза, озёр и на заросшую лесом долину, укрытую обветренными серыми хребтами. За нашими спинами перевал уходит вдаль, к широкому плоскогорью, поросшему сухим жёлтым лишайником, открытому всем ветрам. Вдалеке высятся каменные развалины, напоминающие крепостные стены древних замков — о них и пойдёт речь.
Иван рассказывает нам историю о советских путешественниках, которые однажды оказались здесь в дождливую ночь. Темнота застала их на перевале, и чтобы укрыться от бушующего ветра и ливня, туристы забрались в каменные пещеры, вырезанные в скале, словно царские покои. Говорят, ещё Чингисхан, проходя через алтайские горы, распорядился выстроить для себя эти каменные хоромы, которые затем населили духи гор. Туристы развели костёр и, отогревшись, легли спать. Наутро ни один из них не проснулся.
Много лет учёные пытались выяснить, что за феномен привёл к смерти людей и, не найдя разумного объяснения, решили взорвать "замки" от греха подальше. Иван утверждает, что суровые духи, наказавшие путников за бесцеремонное вторжение, ещё витают над развалинами своих владений. Я спрашиваю, видел ли кто-нибудь этих духов. Иван качает головой и говорит, что есть люди, обладающие особым даром — видеть "воплощение духа". Например, однорукий старик Курбаши, самый старый инструктор конных походов на Алтае. Сейчас он живёт в Барнауле и вырезает удивительные картины по дереву. Однажды в лесу Курбаши увидел воплощение духа, вернулся домой и своей единственной рукой вырезал на дереве явившийся ему образ.
Через несколько лет в Барнаул приехал молодой филармонист из Санкт-Петербурга. Увидев изображение, сделанное Курбаши, молодой человек пришёл в ужас: вне всяких сомнений, однажды он видел то же самое.
Иван долго не хотел отвечать, что же именно увидели эти два таких разных человека, но наконец, сказал: "Это был старый алтаец. Старик-алтаец шёл через лес и пристально смотрел на них".
Тэги