"Гость необходим хозяину, как дыхание человеку" – гласит восточная мудрость. В конце сентября тысячи гостей посетили дагестанский Дербент. Поводом привнести свежее дыхание в древние стены стал юбилей старейшего в России города.
Городу 2000 лет
…А может быть, и больше: археологами обнаружены артефакты, подтверждающие, что уже пять тысяч лет назад жизнь в этих местах кипела. Правда, древнейшие жители по каким-то причинам покинули свои дома. Новые "хозяева" появились на берегу Каспия спустя три тысячи лет. Именно тогда Дербент сформировался как постоянное поселение. Кстати, о том, сколько исполняется почтенному юбиляру на самом деле, историки и археологи спорили ещё пару лет назад. Остановились на 2000-летней версии. В результате недавние споры нашли своё отражение в праздничном оформлении: большая цифра то и дело проглядывает на этикетках, плакатах и транспарантах. Сами дербентцы к математическо-археологическим дискуссиям относятся философски: они-то знают – не в цифрах дело, а в непередаваемой атмосфере!
Фруктовый рай
Одна из площадок Дербента – "Седьмой магал" – в день юбилея представляла собой что-то среднее между восточным базаром и школой, в которой проходит День открытых дверей. На узкой средневековой улочке продавали, кажется, всё, что только могло быть угодно душе заезжего гостя: рыбу, мясо, специи, украшения, игрушки, вязаные носки, традиционные головные уборы, духи. Моё внимание привлекли золочёные флакончики замысловатой формы. Оказалось, что в них – сурьма: средство, с помощью которого с древности на Востоке подводили глаза. Останавливаемся около прилавка с орехами и сухофруктами, от разнообразия которых голова идёт кругом.
Сами не понимаем, как оказываемся во дворе дома: гостеприимные хозяева буквально под руки заводят внутрь. Через 5 минут в наших руках уже стаканы с чаем, а пустой только что стол заполнен вазочками с вареньем и тарелками со сладостями. В том числе теми самыми сухофруктами с соседнего прилавка.
Хозяева оказываются армянами – их предки живут в Дербенте много веков. Рассказывают, что вне зависимости от национальности гостеприимство у дербентцев в крови, поэтому формат "открытых дверей" сразу нашёл поддержку коренного населения.
В свои дома гостей приглашают даргинцы и аварцы, евреи и азербайджанцы, табасараны и кумыки, лакцы и лезгины.
В следующем дворе застаём "женскую вечеринку". Присутствующие дамы – представительницы азербайджанской диаспоры – демонстрируют обряд наречения младенца. Поначалу всех младенцев женского пола зовут Фатимами, а мужского – Мухаммедами (в честь пророка и его жены), а "индивидуальное" имя ребёнок получает в кругу женщин своей семьи на сороковой день после рождения. Кстати, девочек чаще всего называют именем свекрови, тем самым молодая пара демонстрирует уважение к матери супруга.
"В миру" участницы обряда оказались учительницами местной школы. Говорят, что традиции стараются прививать не только в праздники, но и в будни, на школьных уроках.
Наследие предков
Наверное, у каждой женщины лет тридцать назад в шкатулке имелось кубачинское колечко или браслет: древнее искусство ювелиров из небольшого горного села было очень популярно в Советском Союзе. Как, впрочем, и балхарские гончарные изделия, деревянные подсвечники и вазы с насечкой из Унцукуля, кизлярское холодное оружие и многое другое. Всё это великолепие можно было рассмотреть, изучить и при желании приобрести на фестивале национальных культур, который проходил на центральной площади Дербента.
– Все жители Кубачей учатся ювелирному мастерству, – с гордостью рассказывает один из гостей праздника, руководитель администрации села Кубачи Расул Куртаев. – Даже уезжая из родного села, наши земляки сохраняют ремесло и передают его своим детям. На фестивале нашу малую родину представляют местные – дербентские – кубачинцы.
Какой праздник без музыки и танцев? На главной площади свои мелодии одновременно наигрывали десятки коллективов разных национальностей. Тем не менее полифония получалась на редкость гармоничной, а танцы, даже стихийные, по-южному темпераментными.
Особенное впечатление на гостей произвёл "сводный танцевальный ансамбль": в своём варианте лезгинки по площади одновременно прошлись представители всех национальностей, населяющих Дербент. Называлось это выступление – "Дербентский ковёр". Имя для этой композиции выбрано неслучайно: в ковроткачестве – ещё одном традиционном искусстве Дагестана – есть особый, входящий в мировой каталог орнамент под названием "Дербент".
Пётр как константа
Дербент – не просто древний город. Это город-порт. Многие взлёты и падения поселения связаны с морем. Дербентцы очень гордятся, что когда-то их город посетил родоначальник российского кораблестроения Пётр I. Гостил здесь несколько дней, жил в небольшой землянке и обдумывал пути восстановления торговых отношений между Европой и Азией, в том числе по морю. Легенда гласит, что, когда Петра угостили местным вином, тот остался недоволен и прислал в город астраханских специалистов: налаживать виноделие. Результаты педагогических талантов астраханцев сейчас может оценить каждый, вкусив напитки знаменитого Дербентского коньячного комбината. А императорскую землянку в преддверии юбилея власти города восстановили. И теперь в Дербенте, как и во многих других российских городах, есть мемориальный комплекс под названием "Домик Петра I".
Юбилей города посетили сорок официальных делегаций из разных регионов России и тысячи туристов. Что дали торжества простым дербентцам? Отремонтированные улицы, новые площади и фонтаны, музеи и рестораны. А ещё надежду, что теперь, когда про Дербент напомнили миллионам сограждан, поток гостей станет постоянным, позволяя городу всегда дышать полной грудью.
Тэги