В деревне Сигово Печорского района Псковской области в последние дни лета прошёл этнокультурный фестиваль "Сетомаа. Семейные встречи". Он традиционно совпадает с главным праздником сетоского народа – днём Успения Пресвятой Богородицы.
Этот день также является главным праздником Псково-Печерского монастыря, где предки современных сето когда-то приняли православие, хотя по сию пору почитают не только Троицу, но и загадочного бога Пеко.
Деревянная фигурка этого языческого божества имеется в сиговском музее, а сам он по преданию нашёл упокоение в Псково-Печерском монастыре. Поэтому ежегодные главные сетоские торжества начинаются именно там, а уже потом перемещаются на поляну в Сигово.
На этот раз родину предков, или Сетомаа, как её называют сами сето, в составе официальной эстонской делегации посетили более 300 человек, и ещё как минимум столько же эстонских сето побывали на фестивале в частном порядке.
Вдвойне бережёные
На российской стороне сегодня осталось 187 представителей сето, а в Эстонии их живёт почти 10 тысяч: причём подавляющее большинство – недавние переселенцы. Они перебрались из Псковской области к родственникам в Эстонию после развала СССР.
В той же деревне Сигово в начале 90-х годов насчитывалось 102 коренных жителя, а теперь зимует всего одна русская женщина, да и та переехала из Санкт-Петербурга.
Зовут её Татьяна Николаевна Огарёва, а ещё называют "берегиней сетоской культуры". Ведь когда она в конце 80-х годов прошлого века обжилась в этих местах, то была настолько очарована своими сетоскими соседями, что создала у себя в сарае посвящённый им музей.
Государственный музей-усадьба сето как филиал музея-заповедника "Изборск" открылся в деревне Сигово намного позже. В нём хозяйничают три представительницы народа сето, в том числе недавно принятая на работу 19-летняя Мария Кюлаотс – потомок бывших хозяев усадьбы, в которой и разместилась музейная экспозиция.
Ветхий сарай, он же частный музей Татьяны Огарёвой, давно уже стал Меккой для финно-угров со всего света, которые приезжают к ней, чтоб полюбоваться на подлинные сетоские народные костюмы и "боговы" полотенца. А государственный музей сето в Сигово славится тем, что реконструирует национальную сетоскую кухню и раз в год собирает русских и эстонских сето на фестиваль, по-сетоски – "кирмаш".
Всё могут короли
Нынешний кирмаш по традиции начался с праздничного шествия, которое возглавила новоизбранная сетоская королева.
Сето – монархисты, но монархия у них выборная. Своих августейших особ переизбирают раз в год – в День Королевства. Выборы проходят демократично: кандидаты на "корону" становятся на пеньки, после чего за каждым из этих пеньков выстраивается очередь. За кем больше народу встанет – тот и король!
В этом году День Королевства сето отмечался 1 августа на эстонской стороне. И второй раз подряд сето выбрали себе не короля, а королеву. Послушались совета своей бывшей королевы Аннелы Лаанеотс и вручили символ королевской власти – киёр (деревянный посох, обвязанный разноцветными плетёными ленточками. – Прим. ред.) Яне Вабарне.
Если бывшая сетоская королева удостоилась народного доверия за то, что организовала в Таллине сетоскую школу, то новую почитают за унаследованный от предков редкий дар. Она – правнучка знаменитой исполнительницы национального сетоского эпоса Анне Вабарны, которой в Эстонии даже поставлен памятник.
Новая королева работает художественным руководителем женского народного хора в доме культуры эстонского посёлка Вярска. Когда она встала на пенёк, то за ней выстроилась очередь из 826 человек, в то время как за её соперником, школьным учителем, – меньше четырёхсот. Это потому, что в своей предвыборной программе Яне пообещала сородичам всеми силами беречь и возрождать сетоскую культуру. И ещё потому, что она вместе со своими двумя дочерьми уже и так делает для этого всё от неё зависящее.
И даже сочиняет песни, как её прабабушка. Поэтому в Сигово все с нетерпением ждали, когда же она наконец поднимется на сцену. Королева не подвела своих подданных, и сетоский праздник в псковской глубинке в очередной раз удался на славу. Даже несмотря на проливной дождь.
Моление о чаше
В награду самых именитых гостей, и в первую голову королеву, одарили узорчатыми варежками ручной вязки.
Псковские сето, как всегда, напекли для гостей большущих морковных пирогов, насолили знаменитых изборских огурцов (таким же малосольным огурчиком, если помните, здесь когда-то угощали и президента Путина) и наделали горы самого главного местного лакомства – уникального сетоского сыра с тмином.
А на закуску председатель Совета сетоских волостей Эстонии Маргос Тиммо рассказал сородичам сказку про старую сетоскую женщину, которая однажды пригласила к себе на чаепитие столько односельчан, что ей не хватило чайного сервиза и пришлось выставить на стол самые разные чашки. Пока гости пили чай, она наблюдала, кто какую чашку выбрал, и убедилась, что каждый постарался взять себе посуду подороже и покрасивее. Когда все вдоволь напились чаю, спросила, зачем они так придирчиво выбирали чашки: разве от этого зависит вкус напитка?
По словам Маргоса, когда нам придётся испить чашу нашей жизни до дна, мы точно так же вынуждены будем признать, что вкус жизни нисколько не зависел от качества чаши. Не важно, сказал он, насколько у вас богатый дом, какой марки машина и даже как много у вас на груди серебра. Главное – научиться чувствовать вкус к жизни, а не беспокоиться, что у соседа чашка дороже.
Похоже, что для его народа это не пустые слова. У многих сето в семьях хранятся передаваемые из поколения в поколение старинные украшения. В том числе сыльг – массивная нагрудная серебряная чаша. Считается, что её размер зависел от богатства семьи. Перевезти через границу подлинный сыльг сложно, поэтому эстонские сето обычно приезжают на кирмаш в Сигово в посеребрённых современных копиях своих фамильных драгоценностей.
Я разговорилась с двумя сёстрами из Тарту, привлечённая тем, что и у той и у другой на груди красовались именно такие металлические воронки необычайной красоты: у Аннеле – побольше, у Айли – поменьше. Спрашиваю: "Это что же значит: одна из вас богаче, а другая беднее?" – "Нет, просто Аннеле лучше!" – засмеялась Айли.
Королевский диплом
Выпускница факультета журналистики МГУ Полина Константинова заработала красный диплом бакалавра, фотографируя представителей народности сето. За что сето устроили ей первую в её жизни персональную фотовыставку. А сетоская королева лично ввела в высшее сетоское общество. А всё началось с правильно выбранной темы диплома.
– Мой преподаватель посоветовал выбрать такую тему, которая была бы связана с моей родной Псковской областью, – рассказывает Полина. – И предложил, например, изучить, как происходит взаимодействие эстонцев и русских на приграничных территориях. Он не слыхал про сето, но я сразу же решила, что попробую написать свой диплом именно про них, хотя и не знала, как к этому делу подступиться. Ведь сето – народ закрытый. Красивые народные праздники, которые они иногда устраивают для всех, кому интересна их уникальная культура, – это лишь малая часть их жизни.
Полина, конечно же, начала с того, что поехала в Сигово и подружилась там с местной жительницей Ниной Константиновной Петровой, которая и открыла перед ней ворота в Сетомаа. Потом она отправилась сначала в Вярску, потом в Обинитсе, а после и в Таллин, где узнала много нового о том, как живут-поживают современные эстонские сето – потомки псковских. Московская студентка почти целый год фотографировала представителей народа сето. И в результате написала неординарную дипломную работу. Полина не собирается останавливаться на достигнутом:
– В этом году планирую побывать в Красноярском крае у сибирских сето, переехавших туда ещё в начале XX века. А кроме того, хочу продолжать съёмки сето в Эстонии и на псковской земле.
Тэги