Признайтесь, вы тоже обращали внимание, что свадьбы (да и крестины или похороны) зачастую напоминают хорошо срежиссированную пьесу? Хранительница наследия своего народа Розалия Султангареева так и говорит о башкирском свадебном ритуале – "многосложная драма с разножанровым поэтическим и музыкальным материалом". Красиво звучит!
У того, кто не женится, корни иссохнут
Ещё лучше выглядит! Настоящее захватывающее действие. На достойной башкирской свадьбе и потасовки за постель должны были состояться, и скотина именная раздавалась, и побить – не просто так, а по обрядовым законам – кое-кого непременно нужно было. Потому гости, приехавшие на свадьбу и переночевавшие в доме сватов, наутро праздничную одежду не торопились надевать. Чтоб жизнь молодых заладилась, прибывших и выспавшихся свахи лупили кишками только что зарезанной ритуальной лошади. Баталии, причём именно с участием женской части свадебной процессии, продолжались перед отъездом из дома невесты. Подруга молодой или её родственница строила всевозможные козни, чтобы девушку из дома не выпустить. А потом ещё и постель невесты выносили в лес, обматывали её хитро верёвкой, концы которой прятали под корни деревьев. На перинно-верёвочное сооружение усаживали будущую жену. Подружки невесты и родственницы жениха начинали за неё сражаться. Борьба бывала подчас столь яростной, что воительницы получали значительный урон в виде оторванных рукавов, разорванных юбок и потерянных пуговиц. Что никого не расстраивало, ведь по традиции жених непременно всех щедро вознаграждал.
В доме жениха ложись камнем
По приезду в дом семьи будущего мужа красавица трижды падала на колени перед родителями суженого. Трижды её с колен поднимали, признавая в ней равную. Кстати, не прячась показать лицо мужу молодая могла только на следующее утро и после ритуала у реки. Шла она туда с коромыслом и вёдрами и несла с собой серебряную монетку, которую должна была подарить водяному духу. Безусловно, сопровождающая невесту с подружками и золовками, детвора тут же наперегонки устремлялась в воду, чтобы монетку выловить – поймать удачу. Удивительно, но этот обряд показа источника воды - хыу юлы башлатыу - настолько любим башкирами, что и сейчас в интернете легко заказать на свадьбу расписные кэйэнтэ и бизрэ (коромысла и ведра), на любой вкус и по желанию заказчика декорируемые современными художниками и умельцами. Ну а вернуться в новый свой дом молодая должна была с полными вёдрами. И важно по пути не расплескать было ни капельки, а то не видать ей женского счастья.
Ложитесь вдвоем, вставайте втроем
Настоящей семьёй пару признавали только после рождения первенца. Ответственной за скорое прибавление, конечно же, считалась, молодая жена. Поэтому все свадебные обряды и приготовления сопровождались соответствующими наставлениями-заклинаниями. Готовили девушку к свадьбе: снимали такыя - девичий головной убор - и надевали женский кашмау с коралловыми украшениями и расшитым "хвостом" сзади. И в это время наставляли: "Будь плодовитой, как перепелка, будь осторожнее сороки, будь чище воды текучей, будь верной мужу. В нашем доме ты была игрушкой, в доме мужа ты будешь работница. Рожай каждый год, а если сможешь, то и каждый месяц, но ещё лучше – каждый день!". Кстати, есть у основательных башкир и особый способ закрепить свое пожелание – похлопать того, кому желаешь, по плечу. В этом случае, все уж точно должно исполнится.
- Нынче всё не так, - сетует Розалия Султангареева, доктор филологических наук, знаток народных башкирских обрядов и обычаев. - Раньше и клали молодых непременно под одну перину, на одну подушку, чтобы всегда им быть вместе!
Тэги