Имя Гавриила Васильевича КСЕНОФОНТОВА хорошо знают в Республике Саха (Якутия), однако большинству россиян оно сейчас неизвестно. А ведь именно этот человек – выдающийся учёный, фольклорист, талантливый политический деятель – много сделал для изучения и сохранения самобытной культуры якутов, народа, живущего в самом большом по площади субъекте Российской Федерации, – Якутии.
По прозвищу Архимед
Родился Гавриил Васильевич в 1888 г. в Западно-Кангаласском якутском улусе. Был он старшим сыном руководителя фактории, человека достаточно зажиточного. Тем не менее сразу после появления на свет родители отдали его на воспитание в семью Ионы Слепцова, односельчанина-середняка. Дело в том, что до рождения Гавриила в семье умерло несколько детей, и по якутскому обычаю, чтобы обмануть злых духов – абаасы, ребёнку следовало поменять место жительства. В чужом доме мальчик вырос и прожил до поступления в сельскую школу. После её окончания отправился в Якутское реальное училище, где сильно преуспел в математике, за что получил от друзей прозвище – Архимед. Своё дальнейшее образование юноша мечтал продолжить в техническом институте, но этому резко воспротивился отец. Ксенофонтов-старший считал, что, получив техническую специальность, сын не найдёт себе достойного применения, и настоял на юридическом факультете. Гавриил подчинился родительской воле и в 1908 г. поступил в Томский университет. Там-то он и увлёкся этнографией, а также общественно-политической деятельностью, которым отдавал всё своё свободное время. Позднее в своих работах Ксенофонтов определит этнографию как "науку в высшей степени политическую".
Сибирское областничество
С дипломом II степени юноша оканчивает университет в 1912 году. На молодого талантливого юриста сразу обращают внимание коллеги; профессор уголовного права Николай Розин предлагает ему остаться на кафедре. Но Ксенофонтов отказывается, он хочет быть полезным прежде всего у себя на родине, где остро ощущается потребность в образованных людях. Его очень огорчает, что соплеменники, получив хорошее образование, не спешат обратно на родину, а предпочитают жить в местах более цивилизованных.
Однако для приобретения практических навыков Гавриил ещё год остаётся в Томске, работая помощником присяжного поверенного. И уезжает в Якутск в 1913 г., где его ждёт блестящая адвокатская карьера. Да и могло ли быть иначе? Отлично образованный, знающий русский и якутский языки, владеющий греческим, латынью и немецким, красноречивый оратор, он вскоре становится одним из самых преуспевающих юристов города. На его счету множество судебных процессов: простых, сложных и невероятно запутанных. Он ведёт финансовые дела многих крупнейших торговых компаний: "Московского торгово-промышленного общества взаимного кредита", фирмы "Рубанович и Мордухович" и других.
В это времяКсенофонтовым овладевает идея сибирского областничества. Он полагает, что Сибирь отличается от Центральной России и должна жить по своим законам, поскольку населена представителями самых разных народов. Он считал земское самоуправление наиболее полно отвечающим запросам жителей края и предлагал закрепить землю за народами, которые на ней проживают.
Поворот судьбы
Прославился Гавриил Васильевич и как яркий публицист. В 1914 г. в газете "Якутская окраина" печатаются его статьи, в которых он поднимает вопросы улучшения школьного образования и обучения якутских детей родному языку.
В 1917 г. его избирают членом исполнительного бюро Якутского комитета общественной безопасности и председателем крестьянско-инородческой комиссии "ЯКОБ". Общественно-политическая деятельность увлекает Ксенофонтова. Однако в начале 1918 г. большевики разогнали учредительное собрание и ликвидировали Сибирскую думу, в работе которой Ксенофонтов принимал самое деятельное участие.
Именно тогда, в 30 лет, блестящий юрист резко меняет свою судьбу и становится этнографом, получает второе высшее образование. В 1920 г. новоиспечённый учёный устраивается на работу в Иркутский государственный университет и начинает собирать материалы для будущих исследований.
Свою первую экспедицию в низовья Лены Гавриил Васильевич предпринял в 1921 г., он изучает религиозный фольклор местных жителей. Следующее лето учёный проводит уже в Бурятии, изучая шаманизм местного населения. И наконец, самая продолжительная экспедиция – в 1925 г. от Якутска до Красноярска. Результатом поездок явился уникальный материал по фольклору, этнографии, мифологии, ритуалам, верованиям и искусству якутов, эвенков и хакасов. Зарисовки к своим текстам Ксенофонтов делал сам и, надо сказать, очень профессионально.
К сожалению, эта экспедиция оказалась последней. По состоянию здоровья Гавриил Васильевич вынужден был переехать в Ленинград, а затем в подмосковный город Дмитров, где, несмотря на неважное самочувствие, продолжает интенсивно работать. Одна за одной выходят статьи: "Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа", "Происхождение якутов", "Кочевой быт и религия", а также две большие работы – "Эллэйада", сборник устных преданий, посвящённых героическому первопредку якутов Эллэю, и "Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов".
Эти труды Ксенофонтова получили всемирное признание и до сих пор актуальны для научного сообщества. Основная идея, прошедшая через все труды учёного, в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных событиях, следовательно, можно восстановить историю путём тщательного сопоставления и анализа народного творчества. Доказательством послужили древнерусские письменные источники, где Ксенофонтов нашёл отголоски якутских мифов и сказаний.
Благодаря длительным экспедициям Ксенофонтов смог детально изучить быт и религию якутов, тунгусов и бурят. А работы учёного по якутскому шаманизму считаются непревзойдёнными.
Однако в 1938 г. Ксенофонтов, как и многие представители интеллигенции разных национальностей, был арестован, обвинён в шпионаже, участии в заговоре против советской власти и расстрелян. Реабилитировали Ксенофонтова посмертно в 1957 году.
Количество неопубликованных рукописей учёного – более 12 000 листов, архив хранится в Якутском научном центре. А именем Ксенофонтова назван Хангаласский краеведческий музей в городе Покровске.
Тэги